Интересно о мюзиклах

Волосы в театре Стаса Намина

News image

Говорят, что настоящее искусство не имеет срока давности. Хиппи-рок-мюзикл Волосы , написанный сорок лет на...

РЕЦЕНЗИЯ НА ТЕКСТ РУССКОЙ ВЕРСИИ BELLE

News image

Бред - Здесь ни смысла, ни ритма в помине нет, Как рука поднялась загубить сюжет? От этой песни мн...

«И каким ветром занесло вас ночью на сва

News image

Однако, здравствуйте, дорогие мои. Сегодня я расскажу вам о великом «событии», которым ознаменовался конец июня. Июнь – ...



Хвост виляет собакой. Мюзикл против оперетты - кто кого?
Статьи - Рецензии

хвост виляет собакой. мюзикл против оперетты - кто кого?Недавно мне довелось участвовать в ток-шоу на радио. Тема: победит ли мюзикл оперетту? Два практика и один теоретик жанра битый час пытались убедить ведущего в том, что мюзикл победит оперетту не раньше, чем Луна Селену или хвост - собаку, из которой вырос. Потому что мюзикл - не более

чем американское название оперетты. Но ведущий стоял на своем: оперетту он связывал с лощеными штанами и пылью, а мюзикл - с чем-то свежим и молодежным.

Униженные и оскорбленные из русского мюзикла . Ихменева - Людмила Городецкая, Ихменев - Вячеслав Амосов, Наташа - Наталья Замниборщ.

В дебрях

Надо договориться о терминах. В Америке musical значит музыкальный спектакль . Там так называли и оперетту Микадо , и Мою прекрасную леди по Бернарду Шоу, и Хелло, Долли! - водевиль с хорошо развитой хореографией, и Призрак оперы с электронными звучаниями новых времен. В мюзиклах то царила условность и герои могли петь на улицах, имитируя танцем бытовое действие, - как в Оливере! , то приходил суровый реализм и петь героям разрешалось только по долгу службы - как в Кабаре . Во Франции родили свой тип шоу, и он не похож на американский - это меланхоличный костюмированный концерт на известный сюжет. Мы этот тип знаем по спектаклям Нотр-Дам и Ромео & Джульетта . В СССР вдохновились Оливером! - и по тем же лекалам сделали фильм Мелодии Верийского квартала . Но еще раньше были фильмы Григория Александрова, которые можно считать классными мюзиклами, советскими по содержанию, но американскими по форме. В голливудской ленте 1937 года Розали Элинор Пауэлл танцует в том же антураже и почти то же, что Орлова в нашем Цирке , снятом на год раньше. У нас киномюзикл именовали музыкальной кинокомедией.

Музыкальные комедии шли и в театрах. В Одессе и Москве такие театры именовали Театром оперетты, в Свердловске и Ленинграде - Театром музыкальной комедии. Но ставили одно и то же - Сильву , Поцелуй Чаниты , Севастопольский вальс . Музыкальная драматургия Вольного ветра Дунаевского не уступала, а превосходила драматургию Уэббера в Кошках . Это один жанр, просто вещи принадлежат разным десятилетиям.

На радио позвонила слушательница и сказала, что оперетта - это когда смешно, а мюзикл - когда серьезно. Но практика опровергает и эту попытку отделить хвост от собаки: мюзикл Хелло, Долли! комичен, а оперетта Севастопольский вальс серьезна и драматична.

Размер имеет значение?

Еще мюзикл ассоциируют с дорогими, напичканными спецэффектами шоу. В Америке такой мюзикл идет годами ежедневно, пока ходит публика. И каждый вечер в час назначенный в Призраке оперы на головы зрителей падает люстра. Такие приколы разрабатываются инженерами и становятся гвоздем спектакля. У нас этот принцип был использован в Норд-Осте , где на сцену садился натуральный самолет. Норд-Ост может считаться и самым удачным опытом первого национального патриотического мюзикла. Это единственный в России случай, когда талантливый спектакль, как на Западе, шел более года ежедневно при полных залах. Он шел бы много дольше и стал бы вехой в истории жанра, но, увы, стал вехой в истории терроризма.

В Америке после 11 сентября публика твердо решила, что не даст себя запугать и не изменит своей любви к мюзиклу. Россия испытания Норд-Остом не выдержала: здесь стали бороться со спектаклем и успешно его уничтожили. Что, однако, мало продвинуло в борьбе с терроризмом, а театральному искусству нанесло ущерб - отбросило его на эру назад. Попытки создать большой национальный мюзикл с той поры у нас не предпринимались.

Впрочем, множатся мюзиклы маленькие и мобильные, что опровергает теорию о том, что мюзикл - это непременно большой бюджет. На гроши были поставлены Губы Александра Журбина в Театре Луны - в крошечном зале возник минималистский спектакль и даже родилась еще одна мюзикальная звезда - Анастасия Стоцкая. А недавно возник мюзикл вообще без сцены - в фойе Театра Геннадия Чихачева показали премьеру русского мюзикла того же Журбина по роману Достоевского Униженные и оскорбленные .

Игра воображения

Театр - уникальное изобретение: здесь зрителю намекают, а тот фантазирует все, что нужно. На этом принципе основан этот удивительный проект. Труппа Чихачева играет в бывшем кинотеатре, причем его зал использует как склад декораций, а для зрителей приспособил фойе человек на семьдесят. Тем не менее сидит оркестр, распахиваются серые пространства Петербурга, под мостами плывет лодка, а в трактире пляшут цыгане. Способность организовать пространство, которую продемонстрировал режиссер, можно признать незаурядной. Чихачев на этот подвиг пошел в ожидании реконструкции, после которой театр получит нормальный зал, и тогда эти декорации там отлично заиграют, тем более, что массивная доска, которая была использования для реконструкции полов - дала неописуемый эффект акустики.

Это театр одной идеи. Работая на Рязанском проспекте, в центр Москвы принципиально не стремится - хочет стать светочем музыкальных жанров в районе. Играет оперетту и мюзикл, не особенно различая границ между ними - как автор назвал, так и ладно. Почему Униженные - русский мюзикл, к примеру, а Норд-Ост - что, французский? У Чихачева собрались актеры в основном из провинциальных трупп - так, большой урон понес, судя по всему, неплохой театр оперетты в закрытом городе Новоуральске, откуда к Чихачеву пришли и Сильва, и Эдвин и даже дирижер. Теперь они вместо Кальмана и его оперетт не менее увлеченно поют Журбина и его мюзикл, лишний раз подтверждая, что оба жанра - сообщающиеся сосуды.

Разумеется, высокая литературная классика тут неизбежно упрощается. Униженные и оскорбленные соотносятся с Достоевским приблизительно так, как балет Дон Кихот - с Сервантесом: взяты мотивы сюжетной канвы. И выяснилось, что если Достоевского освободить от литературы и философии, останется мыльная опера . Такие вещи в музыкальном театре происходят регулярно: Верди тоже упрощал Шекспира. Но и укреплял его мощной музыкальной драматургией. Увы, этого не произошло в Униженных... . Спектакль состоит из песенных номеров неоднородных достоинств, объединенных авторским рассказом от имени Ивана Петровича (его хорошо играет Кирилл Хмелевский). Но в нем нет музыкального развития, и движущей силой остается только сюжет - поэтому вместо самостоятельного произведения возникли музыкальные иллюстрации к роману. А сцены, способные реально волновать, возникают ближе к финалу, интересно придуманному режиссером.

Победит дружба

Маленький мюзикл может играться в репертуарном театре. Мюзикл высокобюджетный требует специально выдрессированных исполнителей. Здесь в ходу слово кастинг : объявляют отбор по всей стране, на каждую роль требуются будущие звезды. Главные герои должны играть, петь, быть физически выносливыми, акробатически подготовленными и с танцевальной выучкой. В Америке актера этому учат с пеленок, у нас же для проектов Метро , Норд-Ост и Губы создавали специальные тренировочные школы для молодых. Поэтому и возникла иллюзия того, что мюзикл, в отличие от оперетты, - жанр молодежный.

Мюзиклы пытаются играть по всей стране, но профессионально им занимаются только в Москве и Екатеринбурге, где универсальных артистов готовят в театральных институтах. В этих городах больше всего мюзикальных спектаклей: к московским добавим екатеринбургские Восемь женщин по Агате Кристи, Оливер! и Ночь открытых дверей по Диккенсу. На Урале, впрочем, собираются еще больше расширить границы жанра, сомкнув его с оперой - намерены поставить Свадьбу Фигаро на адаптированную музыку Моцарта.

Так что кроме развлекательных, мюзикл преследует цели просветительские. Геннадий Чихачев рассказывал, что после просмотра его Униженных и оскорбленных молодые зрители говорили, что теперь почитают и Достоевского. А екатеринбуржцы наверняка подогреют интерес молодых к опере. Жанры взаимодействуют и сотрудничают: руководитель Екатеринбургского театра музыкальной комедии Кирилл Стрежнев недавно дебютировал в Екатеринбургской опере, изобретательно поставив там Фальстафа .

А что же с опереттой? Пылью она покрылась только в Московском театре ее имени. Но уже рядом, в Геликоне и Театре Станиславского и Немировича-Данченко, Летучую мышь Штрауса играют свежо и молодо, и публика туда ломится, как всегда ломилась на шедевры. Геликоновскую Мышь даже пригласили на трехмесячные гастроли на родину мюзикла в США.

Играть надо хорошо - вот и все законы жанра.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Сбежавший ведущий актер оставил теа

News image

Кольца будущих супругов должны быть полностью идентичными, по этому будет на...

Выбираем музыку на свадьбу

News image

Без чего трудно представить любой свадебный банкет? Конечно же, без ...

Актеры Бродвея высмеяли российский

News image

Звезды Бродвея решили выложить в Интернете видеоответ на закон относительно ...

Новый мюзикл Джульетта и Ромео долж

News image

Ещё в декабре прошлого года для жителей и гостей Петербурга ...