Интересно о мюзиклах

Звукорежиссер печального образа Или Тщет

News image

Добрый день, дорогие мои! Вот и дошли мои руки (вернее, ноги) до того, чтобы посетить московскую по...

Педагогическая фонема. В Новосибирске ро

News image

Новосибирский Глобус был когда-то просто Молодежным театром, но с тех пор как назвался именем шекспировского де...

Какая-какая? Да Сорок вторая ! Come and

News image

Вы когда-нибудь бывали на Сорок второй улице? Вопрос странный, в ответ можно в лучшем случае по...



Хвост виляет собакой. Мюзикл против оперетты - кто кого?
Статьи - Рецензии

хвост виляет собакой. мюзикл против оперетты - кто кого?Недавно мне довелось участвовать в ток-шоу на радио. Тема: победит ли мюзикл оперетту? Два практика и один теоретик жанра битый час пытались убедить ведущего в том, что мюзикл победит оперетту не раньше, чем Луна Селену или хвост - собаку, из которой вырос. Потому что мюзикл - не более

чем американское название оперетты. Но ведущий стоял на своем: оперетту он связывал с лощеными штанами и пылью, а мюзикл - с чем-то свежим и молодежным.

Униженные и оскорбленные из русского мюзикла . Ихменева - Людмила Городецкая, Ихменев - Вячеслав Амосов, Наташа - Наталья Замниборщ.

В дебрях

Надо договориться о терминах. В Америке musical значит музыкальный спектакль . Там так называли и оперетту Микадо , и Мою прекрасную леди по Бернарду Шоу, и Хелло, Долли! - водевиль с хорошо развитой хореографией, и Призрак оперы с электронными звучаниями новых времен. В мюзиклах то царила условность и герои могли петь на улицах, имитируя танцем бытовое действие, - как в Оливере! , то приходил суровый реализм и петь героям разрешалось только по долгу службы - как в Кабаре . Во Франции родили свой тип шоу, и он не похож на американский - это меланхоличный костюмированный концерт на известный сюжет. Мы этот тип знаем по спектаклям Нотр-Дам и Ромео & Джульетта . В СССР вдохновились Оливером! - и по тем же лекалам сделали фильм Мелодии Верийского квартала . Но еще раньше были фильмы Григория Александрова, которые можно считать классными мюзиклами, советскими по содержанию, но американскими по форме. В голливудской ленте 1937 года Розали Элинор Пауэлл танцует в том же антураже и почти то же, что Орлова в нашем Цирке , снятом на год раньше. У нас киномюзикл именовали музыкальной кинокомедией.

Музыкальные комедии шли и в театрах. В Одессе и Москве такие театры именовали Театром оперетты, в Свердловске и Ленинграде - Театром музыкальной комедии. Но ставили одно и то же - Сильву , Поцелуй Чаниты , Севастопольский вальс . Музыкальная драматургия Вольного ветра Дунаевского не уступала, а превосходила драматургию Уэббера в Кошках . Это один жанр, просто вещи принадлежат разным десятилетиям.

На радио позвонила слушательница и сказала, что оперетта - это когда смешно, а мюзикл - когда серьезно. Но практика опровергает и эту попытку отделить хвост от собаки: мюзикл Хелло, Долли! комичен, а оперетта Севастопольский вальс серьезна и драматична.

Размер имеет значение?

Еще мюзикл ассоциируют с дорогими, напичканными спецэффектами шоу. В Америке такой мюзикл идет годами ежедневно, пока ходит публика. И каждый вечер в час назначенный в Призраке оперы на головы зрителей падает люстра. Такие приколы разрабатываются инженерами и становятся гвоздем спектакля. У нас этот принцип был использован в Норд-Осте , где на сцену садился натуральный самолет. Норд-Ост может считаться и самым удачным опытом первого национального патриотического мюзикла. Это единственный в России случай, когда талантливый спектакль, как на Западе, шел более года ежедневно при полных залах. Он шел бы много дольше и стал бы вехой в истории жанра, но, увы, стал вехой в истории терроризма.

В Америке после 11 сентября публика твердо решила, что не даст себя запугать и не изменит своей любви к мюзиклу. Россия испытания Норд-Остом не выдержала: здесь стали бороться со спектаклем и успешно его уничтожили. Что, однако, мало продвинуло в борьбе с терроризмом, а театральному искусству нанесло ущерб - отбросило его на эру назад. Попытки создать большой национальный мюзикл с той поры у нас не предпринимались.

Впрочем, множатся мюзиклы маленькие и мобильные, что опровергает теорию о том, что мюзикл - это непременно большой бюджет. На гроши были поставлены Губы Александра Журбина в Театре Луны - в крошечном зале возник минималистский спектакль и даже родилась еще одна мюзикальная звезда - Анастасия Стоцкая. А недавно возник мюзикл вообще без сцены - в фойе Театра Геннадия Чихачева показали премьеру русского мюзикла того же Журбина по роману Достоевского Униженные и оскорбленные .

Игра воображения

Театр - уникальное изобретение: здесь зрителю намекают, а тот фантазирует все, что нужно. На этом принципе основан этот удивительный проект. Труппа Чихачева играет в бывшем кинотеатре, причем его зал использует как склад декораций, а для зрителей приспособил фойе человек на семьдесят. Тем не менее сидит оркестр, распахиваются серые пространства Петербурга, под мостами плывет лодка, а в трактире пляшут цыгане. Способность организовать пространство, которую продемонстрировал режиссер, можно признать незаурядной. Чихачев на этот подвиг пошел в ожидании реконструкции, после которой театр получит нормальный зал, и тогда эти декорации там отлично заиграют, тем более, что массивная доска, которая была использования для реконструкции полов - дала неописуемый эффект акустики.

Это театр одной идеи. Работая на Рязанском проспекте, в центр Москвы принципиально не стремится - хочет стать светочем музыкальных жанров в районе. Играет оперетту и мюзикл, не особенно различая границ между ними - как автор назвал, так и ладно. Почему Униженные - русский мюзикл, к примеру, а Норд-Ост - что, французский? У Чихачева собрались актеры в основном из провинциальных трупп - так, большой урон понес, судя по всему, неплохой театр оперетты в закрытом городе Новоуральске, откуда к Чихачеву пришли и Сильва, и Эдвин и даже дирижер. Теперь они вместо Кальмана и его оперетт не менее увлеченно поют Журбина и его мюзикл, лишний раз подтверждая, что оба жанра - сообщающиеся сосуды.

Разумеется, высокая литературная классика тут неизбежно упрощается. Униженные и оскорбленные соотносятся с Достоевским приблизительно так, как балет Дон Кихот - с Сервантесом: взяты мотивы сюжетной канвы. И выяснилось, что если Достоевского освободить от литературы и философии, останется мыльная опера . Такие вещи в музыкальном театре происходят регулярно: Верди тоже упрощал Шекспира. Но и укреплял его мощной музыкальной драматургией. Увы, этого не произошло в Униженных... . Спектакль состоит из песенных номеров неоднородных достоинств, объединенных авторским рассказом от имени Ивана Петровича (его хорошо играет Кирилл Хмелевский). Но в нем нет музыкального развития, и движущей силой остается только сюжет - поэтому вместо самостоятельного произведения возникли музыкальные иллюстрации к роману. А сцены, способные реально волновать, возникают ближе к финалу, интересно придуманному режиссером.

Победит дружба

Маленький мюзикл может играться в репертуарном театре. Мюзикл высокобюджетный требует специально выдрессированных исполнителей. Здесь в ходу слово кастинг : объявляют отбор по всей стране, на каждую роль требуются будущие звезды. Главные герои должны играть, петь, быть физически выносливыми, акробатически подготовленными и с танцевальной выучкой. В Америке актера этому учат с пеленок, у нас же для проектов Метро , Норд-Ост и Губы создавали специальные тренировочные школы для молодых. Поэтому и возникла иллюзия того, что мюзикл, в отличие от оперетты, - жанр молодежный.

Мюзиклы пытаются играть по всей стране, но профессионально им занимаются только в Москве и Екатеринбурге, где универсальных артистов готовят в театральных институтах. В этих городах больше всего мюзикальных спектаклей: к московским добавим екатеринбургские Восемь женщин по Агате Кристи, Оливер! и Ночь открытых дверей по Диккенсу. На Урале, впрочем, собираются еще больше расширить границы жанра, сомкнув его с оперой - намерены поставить Свадьбу Фигаро на адаптированную музыку Моцарта.

Так что кроме развлекательных, мюзикл преследует цели просветительские. Геннадий Чихачев рассказывал, что после просмотра его Униженных и оскорбленных молодые зрители говорили, что теперь почитают и Достоевского. А екатеринбуржцы наверняка подогреют интерес молодых к опере. Жанры взаимодействуют и сотрудничают: руководитель Екатеринбургского театра музыкальной комедии Кирилл Стрежнев недавно дебютировал в Екатеринбургской опере, изобретательно поставив там Фальстафа .

А что же с опереттой? Пылью она покрылась только в Московском театре ее имени. Но уже рядом, в Геликоне и Театре Станиславского и Немировича-Данченко, Летучую мышь Штрауса играют свежо и молодо, и публика туда ломится, как всегда ломилась на шедевры. Геликоновскую Мышь даже пригласили на трехмесячные гастроли на родину мюзикла в США.

Играть надо хорошо - вот и все законы жанра.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Омск посетит мировая звезда - Гару

News image

Певец Гару, который покорил сердца миллионов и приобрел себе большое ...

Киркоров пятого марта появится в «Ч

News image

На данный момент театральная компания под названием Stage Entertainment уже ...

Джонни Депп в мюзикле будет играть

News image

Известный актер Джонни Депп вместе с большим количеством знаменитостей будут ...

Экранизация мюзикла Девять выйдет

News image

Съемки фильма уже завершены. Режиссером картины стал Роб Маршалл, чья ...