Интересно о мюзиклах

Исповедь подлеца с элементами мюзикла

News image

Париж времен Первой мировой, соблазны Пляс-Пигаль, шпионы, любовь, предательство — на все это теперь можно по...

СТРАННАЯ ИСТОРИЯ СТРАННОГО МЮЗИКЛА

News image

Театр имени Моссовета – это, дорогие мои, пионер в жанре мюзиклов на советском и постсоветском пр...

ЗОЛОТЫЕ ХИТЫ, MAMMA MIA!

News image

Поздравляю, дорогие мои, кажется, Россию потихоньку начинают считать потенциальным рынком для вывоза туда мюзиклов и пр...



The Phantom of the Opera. Сравнение мюзиклов Уэббера, Копита и Хилла
Статьи - Рецензии

the phantom of the opera. сравнение мюзиклов уэббера, копита и хиллаПринято считать, что в общем ряду мюзиклов о Призраке Оперы выделяются три основных, три корифея , если хотите. Это мюзиклы сэра Уэббера, Кена Хилла и Копита, или Йестона/Копита, как привыкли называть его на Западе. Почему же именно они?

Успех мюзикла Уэббера очевиден и неоспорим. Мюзикл Кена Хилла исторически был первым, затем незаслуженно, на мой взгляд, был забыт, но возродился вновь и на протяжении многих лет также успешно гастролирует по всему миру. Мюзикл Копита был задуман примерно в то же время, что и мюзикл Уэббера, однако с реализацией опоздал, но, как и мюзикл Хилла, успешно гастролирует, и публика любит его. Это три самых крупных проекта, качественных, снискавших любовь публики, стало быть, ставить их в один ряд вполне правомерно.

К сожалению, нашей публике ни мюзикл Хилла, ни мюзикл Копита неизвестны так, как мюзикл Уэббера. Однако, коль скоро интерес к Призраку Оперы неослабевает, я вижу в этом резон сделать сравнение трех шоу хотя бы в отношении тех критериев, которые доступны.

А доступны нам либретто, тексты песен с некоторыми ремарками, саундтреки и фотографии со спектаклей. К сожалению, официального или любительского видео мюзикла Хилла я пока не нашла, поэтому в этой части сравнение проводить я не буду. Итак, посмотрим на Призраков, рассмотрим других персонажей, послушаем музыку, почитаем либретто и найдем, в чем отличие и сходство мюзиклов друг с другом.

Начнем с либретто. Кристина Дааэ получает уроки пения у таинственного персонажа, который оказывается Призраком Оперы. Он приводит ее в свой дом, она любопытства ради снимает с него маску, пугается его вида. Такова схема всех трех мюзиклов. Однако вот различия. Хористка Кристина из мюзиклов Уэббера и Хилла превращается в костюмершу Карлотты в мюзикле Копита. И только в этом мюзикле мы видим, как Призрак дает уроки Кристине. И только в этом мюзикле Кристина не срывает маску с ничего не подозревающего Призрака, но уговаривает его самого это сделать. Мюзиклы Уэббера и Хилла в этой части похожи, различаясь лишь нюансами, например, в жилище Призрака у Уэббера Кристина попадает дважды: в первом акте и во втором, у Хилла - только во втором. Но и в том, и в другом мюзикле есть и сцена на кладбище, и сцена на крыше Оперы. У Копита сцены на кладбище нет, а сцена на крыше - исключительно дуэт Кристины и Филипа, как назвали в этом спектакле персонаж, именуемый в книге Раулем, да и происходит их диалог не на крыше.

Впрочем, мюзиклы Хилла и Уэббера вовсе не близнецы-братья. В первом есть замечательные и довольно забавные сцены с конюхом, рассказывающем, как у него украли Цезаря, и с мадам Жири, гадающей на чаинках, где Кристина. И еще одна сцена - когда отряд, отправившийся на поиски Кристины, попадает в ловушку. В мюзикле Уэббера есть масштабная сцена маскарада, забавный эпизод с репетицией Дон Жуана и сцена непосредственно спектакля - кульминация отношений Призрака и Кристины. Кстати, только в этом мюзикле развязка любовной истории происходит не на глазах у свидетелей - только свои : Призрак, Рауль и Кристина, тогда как у Копита финал именно любовных отношений несколько скомкан, к тому же рядом с Призраком все время находится его отец, а поблизости еще и полицейские. У Хилла вообще практически все участники представления в итоге собираются вокруг Призрака, слушая, как Кристина прощается с ним.

Кстати о Призраке. Еще одно очевидное отличие мюзикла Копита от двух других - здесь у Призрака есть любящий отец, мать умерла, когда Эрик был совсем маленьким, но она тоже любила сына. В мюзикле есть балетная сцена, в которой рассказывается история взаимоотношений родителей Призрака. Любовь Призрака к Кристине объясняется тем, что у девушки голос очень похож на голос его матери. У Уэббера и Хилла Призраки почти похожи - таинственные жители нижних этажей театра неясного происхождения. Впрочем, у Хилла мы находим вкратце попытку рассказать о прошлом Призрака - устами Перса, который рассказывает Раулю о Востоке и тамошних восточных подвигах . А у Уэббера такую попытку предпринимает мадам Жири, только она больше рассказывает о цирковом прошлом. Интересная подробность - именно у Уэббера нам встречается пенджабская удавка как главное орудие убийств. У Копита Призрак изобретателен - Карлотта погибает от разряда электричества, а Буке - от удара шпагой. У Хилла есть ловушка в бойлерной, одну из своих жертв он сбрасывает с крыши, а причину смерти бедняги Мефистофеля выяснить не удалось.

Таинственные записки появляются у Уэббера с завидной регулярностью, у Копита - всего одно письмо, а у Хилла о нем упоминают как о явлении из недавнего прошлого.

Музыка и тексты. В этой части все три мюзикла отличаеются друг от друга очень - и очень сильно. У Хилла, написавшего либретто и стихи, музыка не оригинальная, а заимствована у великих композиторов, хотя и аранжированная. Для Копита музыку писал Мори Йестон. А для Уэббера стихи писал Чарльз Харт, а либретто - Ричард Стилгоу. И У Уэббера, и у Йестона мы видим совершенно очевидные музыкальные пародии на различные жанры, особенно много пародий на оперный жанр. Уэббер пародирует в том числе и себя самого, делает это с самоиронией. Однако недаром его Phantom of the Opera , Music of the Night пользуются популярностью поистине всенародной. Копит пародирует старые американские музыкальные фильмы. Его Мелодия Парижа , на мой взгляд, совершенно самостоятельное, вставное произведение, которое достойно было бы стать эстрадной песней. У Хилла наблюдается тяготение к Гуно, точнее, к его Фаусту , откуда явным образом позаимствовано три музыкальных номера, а из четвертого используется музыка. В остальном композиции подобраны со вкусом, аранжировки звучат современно и служат прекрасным мостиком между музыкой прошлых столетий и нынешнего века. Что касается текстов. У Копита все тексты разноплановы. В одих случаях они легковесны, даже легкомысленны, в других - сложные предложения, насыщенные лексическими изысками и серьезный смысл, таковы тексты, написанные для партии Призрака. У Хилла тексты довольно ровные, с легким налетом романтизма, остроумные, много диалогов. Пожалуй, его объяснение Призрака и Кристины мне нравится больше всего, оно наиболее нежное и трогательное. У Харта тоже довольно ровные тексты, но наибольшей удачей я считаю Point of No Return , где удалось показать не только возвышенную духовную любовь, но и более приземленную страсть, при чем сделать это, нисколько не опошлив.

Что касается вокала, то тут мне трудно что-либо обобщить, сравнить разве что можно оригинальный состав. Майкл Кроуфорд, исполнявший роль Призрака у Уэббера, обладает технически почти безупречным голосом, однако, на мой взгляд, порой за стремлением следовать точно каждой ноте он забывает об эмоциях. Голос Питера Стракера, исполнявшего роль Призрака у Хилла, не так совершенен и более слаб в техническом плане, чем голос Кроуфорда, однако несовершенства он компенсирует более чем эмоциональным пением. У Кроуфорда и Стракера теноры. Ричард Уайт, исполнявший роль Призрака у Копита, обладает баритоном, не безупречным, но довольно сильным, поет он эмоционально и, что называется с душой .

Подведем итоги. Совершенно очевидно, что мюзиклы Уэббера и Хилла более близки друг другу, чем мюзиклу Копита. Оставим очевидные сходства на совести тех, кто вольно или невольно что-то позаимствовал, в итоге все равно получились совершенно разные произведения. Хотя идеи, заложенные в них, похожи. А вот идея мюзикла Копита немного другая.

Несомненно, все три шоу достойны любви публики, в них есть изюминки , у них сильная музыкальная основа, оригинальные тексты, юмор и харизматичные персонажи. Но я надеюсь, что когда-нибудь появится еще мюзикл о Призраке, и он будет еще лучше, еще качественнее, и я не поверю, если вы скажете, что так уже не может быть.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Перуанская мака укрепляет мышцы

News image

Перуанскую маку нередко рекомендуют людям, подвергающимся интенсивным физическим нагрузкам. В ...

В Израиле поставят свою версию брод

News image

Израильский режиссер Моше Кафтан планирует в ближайшее время начать работу ...

Премьеру мюзикла по Стивену Кингу п

News image

Запланированную на 2009 года премьеру мюзикла Ghost Brothers ...

Кристина Орбакайте вместе с Сергеем

News image

Кристина Орбакайте после того как сыграла в легендарных "Гардемаринах" не ...