Интересно о мюзиклах

Призрак Призрака

News image

Вы не поверите, но написать рецензию на экранизацию Призрака Оперы я просто забыл. За...

Волосы в театре Стаса Намина

News image

Говорят, что настоящее искусство не имеет срока давности. Хиппи-рок-мюзикл Волосы , написанный сорок лет на...

ЗАПИСКИ ИЗ ГЛУБИНКИ

News image

Дорогие россияне! В настоящее время нахожусь я в российской глубинке, в городе С. Прелестное, я вам ск...



Верхом на белой кобылице - о мюзикле Черная уздечка белой кобылицы Московского театра Сатиры
Статьи - Мнение критиков

верхом на белой кобылице - о мюзикле  черная уздечка белой кобылицы  московского театра сатиры

На московские афиши вернулось имя Юрия Шерлинга. Начиная с 8 сентября 2010 года в стенах театра Сатиры будет идти его музыкальная притча Черная уздечка белой кобылицы .

Шестидесятитрехлетний Юрий Шерлинг представляет собой редкое, пугающее своим универсализмом сочетание — он режиссер, актер, хореограф и композитор. За его плечами музыкальная школа при Московской консерватории по классу фортепиано, хореографическое училище Большого театра и учеба в институте театрального искусства имени Луначарского (ныне — РАТИ). Чуть больше сорока лет тому назад он был восходящей звездой балета, затем переквалифицировался из танцовщика в хореографа и режиссера, и в этом качестве стал работать в московских и региональных театрах. В 1977 году Юрий Шерлинг основал Камерный еврейский музыкальный театр (КЕМТ), где ставил спектакли на идише — с точки зрения современного театра это были, конечно, мюзиклы. В конце 80-х Шерлинг ушел в бизнес, и последние 15 лет его имя можно было встретить рядом с высокими должностями в банках и прочих коммерческих структурах. Теперь, в 2007 году, темпераментный, противоречивый, одаренный Шерлинг возвращается в бизнес театральный. Для своего камбека он выбрал когда-то прогремевшую Черную уздечку белой кобылицы , впервые поставленную в КЕМТе в 1978 году.

Черной Уздечке был сделан необходимый в связи с изменившимися временами тюнинг: либретто изрядно переработали, шутки освежили; к труппе театра Сатиры, приютившего мюзикл, подсадили поющих и танцующих профессионалов со стороны. Пережив череду обычных для таких амбициозных проектов неурядиц, музыкальная притча Черная уздечка белой кобылицы , наконец, стартовала 8 сентября 2007 года.

Как известно, мюзиклом называют разновидность музыкального театра, в которой история/концепция рассказывается/раскрывается средствами слова, музыки и танца. Без истории (или концепции) музыкальный спектакль нежизнеспособен. Гарантом жизнеспособности является внятное, выстроенное либретто. В Черной уздечке оно, увы, комковатое и неудобоваримое, как плохо сваренная манная каша. Оригинальный спектакль был для Юрия Шерлинга и Ильи Резника пробой пера в создании музыкального шоу с нуля. Сейчас, почти 30 лет спустя, у них появилась возможность отполировать сценарий. В результате полировки, к которой подключился сын Ильи Резника Максим, у авторов выкристаллизовался примерно такой сюжет:

В архитипическом еврейском местечке с говорящим названием Миражня проживает многодетная семья Ханы (Ольга Суркова) и Шолом-Бера (Игорь Огнев). У них имеется дочка на выданье по имени Зелда (Анастасия Микишова). Зелду любит молодой идеалист (читай деревенский сумасшедший ) с чистой душой по имени Йоселе (Иван Ожогин). А Зелда ждет Принца. И вот, в ответ на просьбу таки дать евреям счастье, в местечке десантируется — кто вы бы думали? — сам дьявол (Юрий Васильев) с приспешниками. Его цель — как обычно — искусить и развратить местное невинное население ЗОЛОТОМ. Население охотно развращается  —  ибо с появлением импозантного Беньомена ака Бени, в которого перевоплощается самизнаете кто, в дома миражничан приходят достаток и веселье. Дьяволу приглянулась хорошенькая девственная Зелда, и та, под давлением семейных обстоятельств, становится невестой сатаны. Йоселе, который предчувствует большую беду, не в состоянии уговорить свою любимую переменить решение. Во время свадебного обряда Беньомен по непонятным причинам отказывается выслушивать брачный договор, и местный ребе (Николай Пеньков) прерывает церемонию (евреи так не женятся!). Однако Зелда теперь настроена идти до конца: когда дьявол, наконец, открывает свое истинное лицо, она уговаривает сатану взять ее в свою свиту. Как раз в это время освобождается вакансия помощника руководителя, которую занимало существо вроде бы женского пола с мужским иностранным именем Месье да Мон Блан (Нина Курпякова). За время пребывания в Миражне Месье заражается идеями иудаизма и жизни бедной, но высокодуховной, и сатана отпускает его к людям, забирая с собой дочь Ханы и Шолом-Бера. Затем, при активном участии Йоселе, между ним и чертями проходит соревнование за ханукальные свечи, символизирующая битву добра и зла. Иосель успевает завладеть последней свечой, а затем возносится на небо. Действие завершается торжественным хором, исподняемым под фонограмму поднятыми над сценой людьми в белом.

Причем тут черная уздечка и белая кобылица, спросит пытливый читатель. Название спектаклю тридцать лет назад придумал поэт Илья Резник. На идише существует пословица  бедность еврею к лицу, как красная уздечка белой кобылице . Резник сократил ее первую часть и, чтобы избежать политических аллюзий, изменил цвет уздечки на черный. Образ получился яркий и многозначный.  К сожалению, новая редакция оперы-мистерии Юрия Шерлинга напускает на эту метафору еще больше тумана. Тексты и диалоги о важном постоянно балансируют на грани банальности, и эта грань, как выясняется, очень тонка.

Какая же музыка может иллюстрировать этот причудливый сюжет? Партитура Шерлинга полистилична — привычное для театральной музыки качество. Она не без интересных идей; в зависимости от драматургии риторичная, бесхитростная, надрывная, безмятежная и всегда очень, очень многословная. Для светлых героев и высоких чувств — трогательные мелодические обороты в духе Евгения Мартынова, для темных сил и больших страстей — роковые интонации, похоже, обязательные для взращенного на Суперзвезде отечественного мюзикла. Все это разнообразие оплетено извилистыми еврейскими мотивами. На фоне ностальгических штампов фрагменты, выписанные симфоническими красками, воспринимаются как глоток айс-ти в знойный летний полдень. И все же эта музыка, любовно аранжированная и чудесно исполненная оркестром под управлением В. Понькина, накрепко пришпилена к тому времени, когда она создавалась — конец 70-х.

Шерлинг-хореограф пригласил к себе в соавторы Валерия Анучина, известного своим экстравагантным подходом к балетному жанру. Еврейская массовка в основном заполняет собой сцену, принимая шагаловские позы или в разнобой совершая нехитрые движения. Черти радуют глаз слаженностью и отточенностью резких па —  хоть завтра в Лас Вегас. Все вместе зажигательно исполняют Хаву Нагилу. В Черной уздечке есть даже балетный номер — пародийная валентинка балетному прошлому Шерлинга.

Спектакль оформлен Александром Лисянским (сценография) и Натальей Каневской (костюмы). Лисянский задрапировал сцену графичными панно с почти абстрактным рисунком, в котором угадывается каменная кладка, арки, капители колонн. Пространство не загромождено никакими пандусами, мостками и прочими конструкциями, что оправдано для балета и скучно для музыкальной драмы. Поскольку в мюзикле положено опускать на сцену что-нибудь в натуральную величину, в Черной уздечке придумали сердце-кокон, в котором и прибывает в Миражню дьявол. Костюмы многообразны: местечковые евреи носят повседневно-унылые одежды, сатана и его свита — подчеркивающие гламурность и сексуальность шоу-наряды.

Сатана Юрия Васильева, облаченный в малиновый берет и старинный камзол, а затем в белоснежные еврейские одежды — это своеобразный Антиволанд, дьявол из варьете. Он передвигается кошачьей походкой, злорадно смеется, строго сверкает глазами и постоянно заигрывает с залом. Его ассистент в костюме глэм-рокерши начала восьмидесятых — тень рыжеволосой Геллы. Этого очень неортодоксального персонажа в исполнении Нины Курпяковой либреттисты назначили ответственным за популяризацию еврейской культуры, так как именно его устами зрителю передается необходимый минимум знаний об истории иудейского народа и его традициях.

Актриса театра Сатиры Ольга Суркова (Хана) и приглашенный бас Игорь Огнев (Шолом-Бер) составляют по-своему гармоничную пару немолодых евреев. Неизбежно переигрывая в диалогах, они хороши в вокальных номерах. Их многочисленное потомство набрано из питомцев детского музыкального театра Домисолька . Они поют ангельскими голосами и очаровательно кивают головками, но им не хватает спонтанности и вовлеченности юных артистов Норд-Оста или Энни .

Йоселе (его играет Иван Ожогин) в мюзикле Юрия Шерлинга в прямом смысле мальчик для битья: спектакль открывается и завершается избиением Ивана, которого, конечно, жалко — и потому, что бьют, и потому что персонаж ему достался трагически-схематичный. С другой стороны, именно Ожогин исполняет единственную форматную лирическую песню, которая вполне могла бы ротироваться, к примеру, на Love Радио.

Зелда Анастасии Микишовой тембром и стройной фигурой напоминает Екатерину Гусеву. Ее солнечное (впрочем, стараниями звукорежиссеров временами пронзительное) сопрано сливается почти в совершенный дуэт с тенором Ожогина-Йоселе, однако в сольных ариях заметно, что актрисе не хватает школы.

Итак, все, что касается музыкального в спектакле Юрия Шерлинга реализовано добротно, а иногда и просто здорово. Что же касается театра, то выводы напрашиваются главным образом пессимистические. Музыкальный театр может быть метафоричным и философски-глубоким, а может быть доступным и развлекательным, но компот из притчи и шоу это все-таки сатанинская смесь.

Симптоматично, что остроумные шутки, яркие танцы, эффектные номера, несущие в себе мюзикловый блеск и энергию приносит с собой на сцену театра Сатиры (примерно на сороковой минуте невероятно затянутого спектакля) дьявол-Васильев. Выходит, мюзикл от лукавого? А мы-то переживаем, что жанр такой проблемный и никак не приживается на Святой Руси. Теперь понятно, почему.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Хью Джекман не станет Гарри Гудини

News image

Как стало известно, популярный голливудский актер Хью Джекман не принял ...

Британский шоумен Билли Гафф сообщи

News image

Российский бизнесмен Роман Абрамович, получивший после покупки команды «Челси» постоянную пр...

Будет либо нет в России мюзикл?

News image

В нашей стране мюзикл достаточно неохотно пускает свои корни. Независимо, ...

Постановка мюзикла о жизни Гарри Гу

News image

Аарон Соркин - американский сценарист, награждённый множеством наград, создаёт Бродвейский ...