Интересно о мюзиклах

ДРАКУЛА. РОМАНТИЧЕСКИЙ МЮЗИКЛ

News image

Жутко завывал пронизывающий ветер; полная луна зловеще выглядывала из-за туч. Свет в здании внезапно погас. По...

А причем тут, собственно, губы?

News image

-   Пора на эшафот, отдайте палачу! Нет-нет, господа, не пугайтесь, ваш покорный слуга еще не взял се...

ЗАПИСКИ ИЗ ГЛУБИНКИ

News image

Дорогие россияне! В настоящее время нахожусь я в российской глубинке, в городе С. Прелестное, я вам ск...



ДРАКУЛА. РОМАНТИЧЕСКИЙ МЮЗИКЛ
Статьи - Мнение критиков

дракула. романтический мюзикл

Жутко завывал пронизывающий ветер; полная луна зловеще выглядывала из-за туч. Свет в здании внезапно погас. Постепенно к нам (ко мне и моим спутникам) начинало приходить страшное осознание всего ужаса произошедшего… Милая юная девушка из нашего отряда храбрецов не вышла из мрачного приюта нечисти, и мы даже боялись представить себе, что с ней сейчас делают в этом логове вампиров… Но впрочем, дорогие мои, ужас был не в этом.

В последнее время, проезжая по Москве, я не раз замечал плакаты с пылающим сердцем на черном фоне и многообещающим названием: «Дракула. Романтический мюзикл».  Сначала я пожимал печами, потом начал подумывать о посещении концертного зала «Академический» (где все и проходит), а прочтя в описании «величайший мюзикл современности», укрепился в своем решении. Сердце пронзила безумная детская надежда: а вдруг чудеса бывают? Вдруг есть Дед Мороз? Вдруг я и впрямь увижу его – Мюзикл?..

Хочу вас сразу спокоить, дорогие мои: чуда в очередной раз не случилось.

Ну-с, начнем, пожалуй, с музыки. Должен заметить, что г-н Свобода видится мне личностью поистине героической. Подумайте сами – человек, занимающийся электроприборами (или еще каким электричеством – я, честно говоря, так и не понял), еще находит время для создания «величайших мюзиклов»… У меня нет слов. Надеюсь только, что приборы он вертит лучше, чем пишет музыку. В противном случае я даже кипятильник его производства побоялся бы втыкать в розетку. Впрочем, может, в Словакии, в среде студентов-медиков (а именно такое образование получил наш композитор) так модно?..

Увертюра показалась мне довольно милой (как выяснилось – не зря: больше мне ничего даже милым не показалось). Приятно изумила заботливо вставленная тема из «Унесенных ветром». Очень свежо прозвучало. Я бы, конечно, мог проявить ханжество и побурчать о том, что плагиат – это нехорошо, ну да кого в наши дни этим можно удивить? Вот, скажем, Ллойд Уэббер… М-да, извините. Вернемся к спектаклю.

Кроме темы из западного культового произведения частенько проскальзывали темы из другого творения, не менее культового, правдв на этот раз славянского (что г-ну Свободе, несомненно, ближе). Я имею в виду «Боже, царя храни». К слову, на месте бедного графа (который Дракула) я всадил бы себе осиновый кол в глотку уже при первом же появлении священнослужителей на сцене, ибо зрелище это было далеко не для слабонервных. Кроме того, в этот момент меня пронзило страшное подозрение – хор поет под фонограмму! Видимо, Дракула тоже это понял, потому что вскоре он разломал стенку храма широким жестом графской руки, по силе схожим с ударом чугунной бабы и принялся крушить своих верных вассалов направо и налево. В этом мы с ним были солидарны. Я бы за такие завывания, да еще и исполняемые под фонограмму, тоже сделал бы что-нибудь нехорошее. Но к счастью для исполнителей, я был от них далеко.

Кстати уж о священниках и плагиате. Вот не думал я, что кому-нибудь придет в голову безумная мысль тащить что-то у Ллойда Уэббера – но нет! Я ошибался. Сцена избиения Христа из Jesus Christ Superstar (с той только разницей, что роль последнего выполнял его заместитель на Земле) предстала моим изумленным глазам практически в первозданном виде. Мои поздравления постановщику. А слова Я пощадить тебя бы мог…/ Заткнись навек, святоша… до боли напоминают строки сэра Райса из того же произведения.

А вот эпизод со священником, волочащим через всю сцену крест, я назвал бы просто-таки оскорбительным, если бы вопросы религии волновали меня в большей степени. К пародии (причем довольно жалкой) авторы «романтического мюзикла» вообще, видимо, были очень склонны, хотя это, с моей точки зрения, и не отвечает избранному ими жанру. Чего стоит одна фигура профессора из третьего акта!.. Но об этом позже.

На сцене вскоре появились еще три интересные фигуры. Кажется, режиссер, сговорившись с хореографом, решили придумать что-нибудь новаторское. И  олицетворили Кровь. Я было обрадовался свежести идеи, но ненадолго. Во-первых, режиссер и хореограф, кажется, забыли сговориться с художником по костюмам, поэтому одеяние Крови было весьма жалким. Правда, красным, тут уж ничего не скажешь. Во-вторых, образ Крови был как будто бы скопирован с популярного в этой богоспасаемой стране исполнителя Бориса Моисеева, известного в основном своей нетрадиционной ориентацией и, якобы, хорошей пластикой. Впрочем, есть шанс, что это он украл имидж из величайшего мюзикла современности . Одно скажу я вам – три Бориса Моисеева на сцене заставляют руки судорожно шарить по карманам в поисках валерьянки…

Радовали и тексты. Рифмы типа хочешь/не хочешь/очень захочешь или кровь и любовь/вновь и вновь вызывали у меня острые приступы ностальгии даже по стихоплетским выкрутасам вышеупомянутого сэра Тима Райса. Были, конечно, и более удачные моменты, но редко. В рассуждениях о сущности жизни и смерти мне временами чудились потуги на философию, но это, видимо, от усталости. Под конец первого акта до графа Дракулы, перерезавшего всех своих вассалов, повесившего шута и переживающего по поводу гибели жены вдруг поразило проклятие священника и он стал бессмертным. Граф уже почти было начал вызывать у меня сочувствие в связи со смертью его благоверной, но фраза Мне все по жизни нипочем, я по жизни вечен убила росток светлого и чистого чувства на корню. Не думал я, что графья… ой, простите, графы так выражаются!

От второго акта вдруг повеяло классическим мюзиклом. Или даже опереттой. Три дамы в фиолетовом (или это аллюзия на ведьм из Макбета ?)  - жертвы Дракулы, который подарил им бессмертие (еще одно разочарование в графе – если он себе выбирал таких спутниц, то у него серьезные проблемы со вкусом!) распевают под вальсок комические куплеты. Очень мило. И очень затасканно. Учитывая, что эта тема повторится в спектакле еще минимум пару раз, становится совсем грустно.

Дракула за прошедшие в промежутке между первым и вторым актом века совсем опустился. Ходит по дому в ночной рубашке, даже при посторонних (боже, что за тон!). Кстати, хочу сказать еще одно спасибо художнику по костюмам. Это очень изобретательно – взять робу Иисуса из постановки ллойд-уэбберовского бессмертного шедевра в театре им.Моссовета. А что? никаких затрат. Просто одолжили, никто, наверное, и не заметит, если Иисус вдруг выйдет на сцену без нее. Нет, не подумайте, что я обвиняю уважаемого (между прочим, оскароносного) художника в воровстве! Но не могу не сообщить, что мой зоркий глаз отметил удивительное сходство этих двух предметов одежды.

Появление английской родственницы (откуда у трансильванского графа английская родственница – неважно) заставило Дракулу несколько улучшить свой гардероб. Он даже решил отказаться от одиночества и созвать вечеринку. И тут – о ужас – я начинаю остро чувствовать дежа вю . В чем дело? Где мог я видеть эти призрачные тени? Неужели… о да, это был фильм Романа Полански Бесстрашные убийцы вампиров . По нему один мой земляк написал мюзикл Бал вампиров . Ну, не Сондхейм, конечно, но с другой стороны, все-таки наш, американский! Правда, почему-то он его очень непатриотично поставил где-то на задворках западной Европы – в Германии. Да еще и на языке Гете. Впрочем, я был бы рад слушать сей разворачивающийся передо мной шедевр на языке Гете. Тогда бы я был лишен удовольствия слушать строки, произносимые юным братом родственницы Дракулы (видимо, он себя его родственником не считал, что странно): Он убийца, этот гад… / Я тебя отправлю в Ад! . Если кто не понял, первая фраза обращена к Лорейн, его сестре, а вторая к Дракуле. Дракулу убить он не смог и почему-то убился сам. Почему, я не понял, но мудрая программка разъяснила, что он не находит ее (Лорейн) понимания и погибает . А я-то думал…

Бал вампиров открывается какими-то виршами в духе советского поэта Владимира Маяковского, произносимыми дворецким Дракулы, который завершает свое выступление пафосным заявлением Считаю вообще я: / Здесь главное сокровище – шея! . Слава Богу, надежда на приближающийся антракт позволила мне проглотить и этот перл, залив его в последствие в буфете напитками, соответствующими случаю. Чтобы вы ничего не подумали – кровь там не подавали.

Третий акт стоит того, чтобы поговорить о нем отдельно, ибо по своей шедевральности он в десятки раз превосходит первые два. Это, я чувствую, будет кульминацией моего повествования. Цветы, приготовленные для актеров, предусмотрительно забрали в антракте. Видимо, практика, когда зрители, пытаясь совладать с разыгравшимися нервами, попросту объедали несчастные растения, была уже известна создателям «романтического мюзикла». Я, признаться, уже ожидал, что порядком уставший (как и любой нормальный зритель, впрочем) от этого балагана граф мирно отправится на тот свет каким-нибудь возвышенным способом, я утру слезу и отправлюсь, наконец, домой. Но судьба в этот день была решительно настроена против меня. Для начала меня угостили сценой «из современности» с рокерами на мотоциклах и их – как это там у них – «сексапильными девчонками», да еще и модными на вид, на вкус и цвет . Господи, ну почему, почему, изображая современность, все непременно обращаются к этим постылым, надоевшим рокерам, чей век отгремел уж, поди, лет двадцать назад?!.. С другой стороны, широта лексики современной молодежи была отражена весьма точно: В свете фонарей / Будет все О'кэй . Очень оптимистично.

Граф обзавелся казино, шепелявым профессором, нервной ревнивой вампиршей (которая, к слову, не преминула пропеть трагический монолог на тему угнетенного положения женщины в современном мире) и тремя фиолетовыми ведьмами. Да еще и рокерствующие представители нового поколения решили по ходу ограбить казино, да еще и побить беднягу Дракулу ногами. Оказалось, что против битья ногами граф бессилен. Правда, в какой-то момент зрителям продемонстрировали фрагмент с летящей по коридорам летучей мышью, в лучших традициях современных компьютерных игр. Видимо, для того, чтобы мы убедились, что граф тоже кое-что мог. Но превращение в оцифрованную летучую мышь не помогло, и от всего этого ужаса видавший виды вампир окончательно разочаровался в идее бессмертия и запросил пощады. Которая неминуемо последовала (всего-то, оказывается, надо было просто попросить!). Однако, чтобы жизнь графу не казалась малиной, а прощение – чересчур легко добытым, на сцену вновь набежала орава убитых ранее попов с косами, а также непонятно когда почивший шут «весь в белом». Вся эта гоп-компания долго судила и рядила, после чего пришла к замечательному выводу: «В праведном деле ждет тебя успех!», с чем потрясенный граф в обнимку с верной вампиршей и отбыл в туманную даль (а именно, под сцену на лифте, освещенном красным, что лично у меня вызывает вполне определенные ассоциации, не имеющие со словом праведный ничего общего). Отбыл, оставив в зале не менее потрясенных зрителей. Я, например, задался вопросом: это в каком же праведном деле? Пейте кровь, и вам воздастся?  Справедливости ради надо заметить, что свой образ вампира Дракула практически не оправдывал, за исключением пары укусов, но особых благодеяний (разве что для заядлых игроков в рулетку) я тоже за ним не заметил. Наверное, наши с создателями взгляды на добро и зло не совпадают.

Мораль, в общем, сомнительна. Духовенство, правда, осталось довольно своим решением. Так что, дерзайте, дорогие мои – пустите кровь паре соседей, и глядишь, возьмут в рай, снабдив красоткой (не той, которую хотелось заполучить, но тоже ничего).

В общем, я остался в неком недоумении. Величайший мюзикл.. Романтический мюзикл… Нет там ни того, ни другого. Жаль актеров: люди, обладающие, судя по всему, неплохими голосами (хотя понять это возможностей было немного) вынуждены играть материал, способный вызвать в лучшем случае истерический хохот, а в худшем (так было со мной) – просто-напросто скуку. Скуку и разочарование: я, конечно, не отрицаю чудодейственной силы PR и роли маркетинга – но зачем же так явно противоречить неприглядной истине?  Кто знает – возможно, не будь этой пафосной рекламы, ожидания и итог совпали бы в большей степени…

Но – ничего, ничего: сейчас г-н Свобода вновь отвлекся от штепселей и готовит к выходу в свет свое новое детище – мюзикл «Распутин». Быть может, это еще более близкое моим новым соотечественникам произведение и станет «величайшим мюзиклом современности»? Или, по крайней мере, будет скромнее и не станет претендовать на столь громкий титул и разочаровывать своих зрителей. А пока я в очередной раз убедился в том, что Деда Мороза все-таки не существует.

А шепелявый профессор, к слову, героически погиб. Сложил голову под колесами мотоцикла. Зато его сопроводил в последний путь Дракула трогательными словами Ты мой защитник… ты любил меня… . Просто слезы наворачиваются.

Эх… Пойду, послушаю, что  ли, Ллойда Уэббера… Сравню, так сказать… Будьте здоровы, дорогие мои!

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Группа Franz Ferdinand решила напис

News image

Алекс Капранос - вокалист из известной шотландской группы Franz Fer...

Кинокомпания New Line Cinema собира

News image

Главные роли в фильме сыграют Джим Кeрри (Jim Carrey) и Дж...

Вестсайдская история возвратилась

News image

19 марта 2009 года в бродвейском театре Палас (Palace ...

В Лондоне вручили Оливье

News image

Премия Лоуренса Оливье — высшая награда британского театра — вручается еж...