Интересно о мюзиклах

Концерт для Зрителя и театра

News image

Говорят, что для каждого уважающего себя театра главная мечта — найти своего зрителя. Студия So...

Классный русский мюзикл

News image

Задача перед интернациональной творческой группой фильма Первая любовь. Вот такая музыка! стояла непростая  — ...

ЗАПИСКИ ИЗ ГЛУБИНКИ

News image

Дорогие россияне! В настоящее время нахожусь я в российской глубинке, в городе С. Прелестное, я вам ск...



Сознание трагедии. Итоги года — 2009. Музыкальный театр
Статьи - История

сознание трагедии. итоги года — 2009. музыкальный театрСитуация с итогами года в столичном музтеатральном процессе раз от раза повторяется: хорошие спектакли есть, и их довольно много. А вот театров, поставляющих события, мало.

Ньюсмейкерами уходящего года, как было н

е раз, стали два самых крупных столичных коллектива — Большой театр и Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Свою лепту вносит и «Геликон-опера», театр динамичный и яркий, которому изрядно тесно в гостевом помещении на Новом Арбате. Однако уже несколько лет основная новость «Геликона» ― это медленно, но верно двигающаяся реконструкция. Возможно, когда «Геликон» вернётся на Большую Никитскую, в собственный дом, жизнь в театре будет намного активнее. Сейчас же худрук Дмитрий Бертман куда плодотворнее трудится на Западе.

Согласно афише, в Москве музыкальных театров больше пятнадцати. Однако существуют они где-то на обочине жизни. Отчего не балуют событиями — трудно сказать.

Например, некогда блистательная «Новая опера» теперь куда известнее в качестве прокатной площадки для заезжих гастролёров. Свою тихую келейную жизнь ведёт Камерный музыкальный театр Бориса Покровского — достойный коллектив с редким репертуаром. Иногда радует всплесками «Московская оперетта».

Куда больше известная, правда, своими мюзикловыми проектами, последний из которых, «Монте-Кристо», случился больше года назад. Остальные же и вовсе спрятались, их не видно, не слышно. Новые же коллективы если и появляются, то тоже тихо и беззвучно.

Если говорить об общих тенденциях, то они сходны и в опере, и в балете. Ключевое слово — «возвращение». Приход в репертуар балетов — реконструкций из разных эпох или забытых, но важных оперных названий во многом определяет репертуарную политику.

А относительно новых для русской сцены композиторов ставят очень мало. Равно как и принципиально иных постановочных решений почти не предлагается.

Лучший спектакль (опера)
«Воццек» (Большой театр)

Редкий случай отечественного оперного спектакля, сделанного по среднеевропейским стандартам.

Режиссёр Дмитрий Черняков, которому такие вещи и удаются лучше, чем кому бы то ни было из молодых оперных режиссёров, поставил оперу начала ХХ века как ультрановую драму из жизни «маленьких людей».

Их жизнь сера и скучна, дни похожи друг на друга, как близнецы, им не хватает денег и любви, а центром мира становится бар, где все напиваются и откровенничают вечерами. Измены и убийства происходят здесь по той же причине — от безысходности.

Жёсткое постановочное решение интересно контрастирует с работой оркестра. Дирижёр Теодор Курентзис сделал мрачную атональную оперу гармоничной и даже лирической.

Лучший спектакль (балет)
«Эсмеральда» (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко)

Театр вернулся к «личной классике»: выпустил новую версию спектакля Владимира Бурмейстера, руководившего коллективом в середине прошлого века.

Получилось, с одной стороны, почитание традиций, с другой — качественное репертуарное пополнение. Возвращение к жанру драмбалета оправдано: даёт возможность передачи всех страстей истории сочетанием танцевальных и актёрских средств.

Целый набор отлично сделанных ролей, от Эсмеральды, которую Наталья Ледовская начинает как уличную девчонку, а заканчивает как героиню трагедии, и Квазимодо замечательного характерного танцовщика Антона Домашева до совсем небольших работ.

Красочная, многогранная, изысканная «Эсмеральда», безусловно, самая запоминающаяся балетная история уходящего года.

Лучшая женская роль (опера)
Елена Жидкова — Мари («Воццек», Большой театр)

Самые первые спектакли «Воццека» пела американка Марди Байерс. А Елене Жидковой достался «второй состав».

Однако Мари стоило услышать именно в её исполнении. У певицы получилась мощная героиня современной драмы. Существование Мари — спираль. Закручивающаяся в итоге так туго, что её разжимание приводит к разрушению и гибели.

Потерявшаяся в безрадостном существовании, Мари отчаянно ищет спасения от одиночества. Только вот поиски заводят в тупик. Потому что Воццек, её сожитель, смотрит словно сквозь неё, а уж тамбурмажор и связь с ним — просто недоразумение.

Мари идёт к гибели сознательно и подчиняется своей участи. Жидкова великолепно справляется со сложной и вокально, и эмоционально партией, выводя свою Мари на первый план в спектакле.

Лучшая мужская роль (опера)
Василий Ефимов — Принц («Любовь к трём апельсинам», «Геликон-опера»)

Дмитрий Бертман решил оперу Прокофьева как злободневную сказку о пресыщенных богатых людях, не умеющих быть счастливыми. Здесь нет приятных персонажей — у каждого засилье отрицательных черт, однако ко всем в итоге проникаешься сочувствием: уж больно безрадостна их жизнь.

Принц, сын Короля Треф, толстосума с Рублёвки, — изнывающий от скуки и оттого впавший в депрессию молодой человек, днями и ночами играющий в видеоигру, чтобы хоть чем-то себя занять. Но никакие развлечения, включая любовь, не принесут Принцу счастья.

Работа тенора Василия Ефимова — лучшая в спектакле, и актёрски, и ещё больше музыкально. Он лёгок, красив, по-юношески ершист, ему по-настоящему сопереживаешь. А главное, у него впечатляющие вокальные данные, благодаря которым роль сияет всеми красками.

Лучшая женская роль (балет)
Мария Александрова — Сванильда («Коппелия», Большой театр)

Старинный — ХIХ века — балет «Коппелия» напоминает дорогую игрушку: он изящен, весел и в хорошем смысле необязателен. Развлечение чистой воды.

Но танцевать в таком сочинении непросто — надо безукоризненно владеть стилем. К тому же вязь балетных движений довольно сложна, в том числе и физически, особенно для балерин, в «Коппелии» главенствующих.

У Марии Александровой всё сошлось превосходно. Её героиня, находчивая влюблённая Сванильда, переживает весь спектр эмоций, от отчаяния и ревности до страсти и умения побеждать. Не забывая быть актрисой яркой и темпераментной, она остаётся балериной, восхищающей своим танцевальным мастерством.

Лучшая мужская роль (балет)
Георги Смилевски — Арман («Маргарита и Арман», Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко)

«Маргарита и Арман» ― часть проекта «Хореографические шедевры ХХ века», состоящего из трёх балетов. Поставленный в своё время Фредериком Аштоном для Марго Фонтейн и Рудольфа Нуреева, он ни разу в России поставлен не был.

Не идеальный в целом, балет тем не менее позволяет проявить себя серьёзным танцовщикам. Для Георги Смилевски, станцевавшего в дуэте с Татьяной Чернобровкиной, спектакль стал, с одной стороны, подтверждением его романтического амплуа, с другой — открытием. Смилевски танцует изысканно и тонко, соединяя в своём герое хорошие манеры и высокомерие, сложный характер и чувственность.

Вся история, от встречи до разрыва и смерти, передана в спектакле достоверно и удивительно красиво.

Дебют года
Михаил Бычков, Адольф Шапиро

Сразу два крупных драматических режиссёра дебютировали в опере. Причём в одном и том же театре — музыкальном им. Станиславского и Немировича-Данченко, Бычков поставил «Вертера» Массне, Шапиро — «Лючию ди Ламмермур» Доницетти.

Оба спектакля отличает, с одной стороны, изобретательность, с другой — сдержанность и деликатность режиссуры. Хорошо чувствуя музыку, и Бычков, и Шапиро идут за ней, выстраивая действо согласно музыкальной драматургии. Соответствует музыке и выбранная внешняя стилистика — несмотря на то что Бычков значительно осовременил происходящее.

Важное место в обоих спектаклях занимает психологическая картина, взаимоотношения героев: она получилась отлично простроенной, что добавило спектаклям увлекательности. Одним словом, программа дебютов режиссёров драмы (первым стал в прошлом году Геннадий Тростянецкий) в музыкальном театре Станиславского оправдывает себя и позволяет ждать новых открытий. Всё-таки новая кровь очень много значит.

На стыке жанров
«Бедная Лиза» (Театр наций)

В этой работе завораживающе сплелись воедино опера, балет и драма. Хореограф Алла Сигалова придумала наложить на оперу Леонида Десятникова «Бедная Лиза» свою танцевальную партитуру, сделанную на балетного танцовщика Андрея Меркурьева и драматическую актрису Чулпан Хаматову.

Зрелище получилось немного мрачное, выдержанное в стилистике чёрно-белого кино. Принципиально разные по части подхода к принципу движения, исполнители смогли стать на сцене единым целым. Хотя всё же Хаматова остаётся больше актрисой, Меркурьев — больше танцовщиком.

Алла Сигалова выстроила исполнителям жёсткие, сложные, эмоционально насыщенные дуэты, заставляя их проходить через все стадии отношений — от первого трепета до смертельной горечи потери. «Бедная Лиза», пожалуй, лучшее за год зрелище о любви, её невероятной силе и одновременно романтичной эфемерности.

Лучший мюзикл
«Продюсеры» (Театр Et cetera)

В этой номинации вне конкуренции оказался театр драматический. Редкое явление: удачный музыкальный спектакль в коллективе, на такой род зрелища не направленном.

Созданный в начале нулевых мюзикл Мела Брукса о двух аферистах, решивших выпустить заведомо провальное шоу, чтобы прикарманить деньги, и неожиданно создавших хит, успешно идёт по всему миру.

И российская версия оказалась на общем фоне весьма удачной. Актёры превосходно поют и танцуют, при этом образы у них получаются объёмные и интересные.

Приглашённые звёзды играют только двух главных героев: Макса Бьялостока (Максим Леонидов и Юрий Мазихин) и Лео Блума (танцовщик и хореограф Егор Дружинин прекрасно двигается, хотя петь временами ему сложновато).

А техническая отточенность, принятая в западных версиях, здесь ушла на второй план, важнее же оказались эмоциональная наполненность и логика поведения героев.

Назначение года
Леонид Десятников как музыкальный руководитель Большого театра

После ухода из театра Александра Ведерникова Большой совершил кадровый поворот, более чем неожиданный. Приглашение на руководящую должность композитора Леонида Десятникова не даёт покоя всем.

На вопросы, как именно он собирается действовать, что менять и на что влиять, Десятников отвечает уклончиво. Безусловно, присутствие в руководстве человека умного, обладающего безупречным вкусом, для театра очень важно.

Однако многие моменты дальнейшей политики Большого пока не прояснены. Хотя блестящих планов на следующие два сезона заявлено предостаточно.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Columbia Pictures снимет ремейк мюз

News image

К съемкам ремейка мюзикла Моя прекрасная леди , в ...

Премьера долгожданного мюзикла

News image

«Московский театр Оперетты» представил премьеру мюзикла под названием «Цезарь и ...

Как настроить ребенка на посещение

News image

Страх перед стоматологами родом из детства – многие готовы подписаться по...

«Алые Паруса» - премьера мюзикла

News image

Прекрасная история любви была разыграна 26 октября на московской сцене. ...