Интересно о мюзиклах

ВОТ ТАКИЕ ПИРОЖКИ, ИЛИ НАШЕ ВСЁ НА СЦЕНЕ

News image

Добрый день, дорогие мои любители мюзиклов! Вы, наверное, уже подумали, что старик Фрэнки «покинул здание»? Даже и ...

НАША ДАМА ИЗ ПАРИЖА ИЛИ “NOTRE-DAME DE P

News image

“Кричали женщины “ура” и в воздух чепчики бросали...” Итак, это св...

ЗОЛОТЫЕ ХИТЫ, MAMMA MIA!

News image

Поздравляю, дорогие мои, кажется, Россию потихоньку начинают считать потенциальным рынком для вывоза туда мюзиклов и пр...



Валерий Яременко о мюзиклах в России
Статьи - Интересно

валерий яременко о мюзиклах в россииВ Театре имени Моссовета сыграли 700-й спектакль Иисус Христос - суперзвезда (постановка Павла Хомского), который к тому же идет уже 16лет. По продолжительности сценической жизни он уступает разве что другой легендарной рок-опере - ленкомовской Юноне и Авось . Артист Валерий ЯРЕМЕНКО был первым исполнит

елем роли Иуды, не оставляет ее и по сей день. Впрочем, Яременко давно уже зарекомендовал себя в качестве артиста синтетического, с явными вокально-пластическими данными.

На его счету - роли Квазимодо в мюзикле Нотр-Дам де Пари и Кота Базилио в Буратино Алексея Рыбникова. Испытывая явный интерес к подобному жанру, он, как зритель, старается не пропускать ни одной такой постановки в Москве. А коль скоро мюзикл стал весьма популярным жанром в российском сценическом контексте, да к тому же обрел свой фестиваль Музыкальное сердце России , который в недалеком будущем вновь пройдет в Москве, поговорить о его национальных особенностях и специфических приметах мы решили именно с Валерием Яременко, творчество которого, впрочем, этим жанром, конечно же, далеко не ограничивается.

- Валерий, актеры - люди суеверные. Не было ли у вас сомнений по поводу этого проекта и вашей роли в нем? Хотя понятно, конечно, что это совсем другая история.

- У меня никогда не было этих проблем, честно скажу. Прежде всего потому, что для меня в этой истории первостепенной была музыка Уэббера. Она настолько самодостаточна, что, по-моему, стреляла бы точно так же даже при других персонажах и сюжете. Иуда же давно уже стал неким символом каждого человека, который где-то кого-то предавал или был поставлен перед подобным выбором. А потому тех, кто меня по-дружески пытался направить на путь истинный, убедить в том, что я не должен этим заниматься, я всегда деликатно отодвигал в сторону.

- Значит, все-таки были такие?

- Да. И актеры некоторые предостерегали: зачем ты берешь на себя такой грех? Ведь даже если просто повторять в течение пятнадцати лет: Я буду проклят во веки веков это же откладывается где-то. Недаром же наша профессия считалась по церковным канонам греховной. Но у меня, повторю, совсем другая подоплека здесь заложена, поэтому я не испытываю никаких комплексов.

Кстати, на сегодняшний день я уже играю не только каноническую тему предательства за тридцать сребреников. Это не более чем форма, но содержание-то в другом: Иуда - некий трамплин к тому, чтобы воссияла звезда Иисуса. Он - средство, которым воспользовался Бог: выбрал именно этого человека и одел его в черные одежды. Процитирую: Не по своей вине я выбрал этот путь Поэтому ад для него начинается еще на земле. Потом, мне здесь важна и тема человека. плотского. Для Иуды Мащалина - не просто женщина, идущая рядом. Да и в музыке существует определенный эротизм.

- Сакральная история заставила вас по-иному относиться к жизненным предательствам, острее их переживать?

- Наверное, да, хотя все дело в объеме. До такого градуса у меня, конечно, все не накалялось, но, к сожалению, в жизни я постоянно встречаюсь с предательством. Самое больное, когда оно связано с другом или любимой женщиной. Вдруг открывается, что ты любил не того человека, но его маску или собственную фантазию.

А в последнее время у меня возникло много предательств на материальном уровне, так нас всех этот финансовый Молох закрутил. Если бы мне сейчас вернули все долги якобы друзья мои, я бы себя чувствовал довольно-таки богатым. Но бывает, человек смотрит мне в глаза и делает вид, что меня не помнит Все это кажется мне настолько низким, пошлым. Ведь не только деньги пропадают. Если тебя любит Бог, он тут же пошлет тебе новую работу, и ты все возместишь. Пропадают человеческие отношения. Но уж пусть лучше будут такие предательства, чем те, о которых я раньше сказал.

- 16 лет назад вам не страшно было бросаться в иной театральный жанр?

- Во-первых, я был тоща молод и жизнерадостен, но при этом мало востребован в серьезной работе. Во-вторых, наш спектакль все-таки не мюзикл, а рок-опера. И это спасает, потому что мюзикл сложнее. А в рок-опере я могу существовать в Луче прожектора, изолированно от остальных моих партнеров, и транслировать в зал музыкальные монологи. На самом-то деле, если иметь в виду серьезные музыкальные каноны, у нас разношерстное пение. Каждый поет так, как может.

А страшно ли мне было? Конечно, страшно. Я поначалу не очень верил в успех и думал, что даже если в лепешку расшибусь, все равно ничего не сделаю. По большому счету, такой серьезный музыкальный материал нельзя давать драматическим актерам. Если бы я сегодня был продюсером, я бы такого не позволил. Я бы в первую очередь занял певцов и довел их до уровня хороших драматических артистов. Но на тот момент эта работа была для меня как спасательный круг. На меня тогда хотя бы обратили внимание. Поняли, что я - действующий артист, а не просто вибрирующий молодой человек, который бегает по театру и очень хочет работать.

- Вам не надоело играть одно и то же? Или спектакль претерпевает серьезные изменения?

- Сейчас я уже не единственный исполнитель роли Иуды. И играю лишь тогда, когда чувствую, что могу это делать. Для меня достаточно выйти на сцену в этой роли один раз в месяц. Для души.

Но я ждал серьезной реконструкции этого спектакля. Ее не случилось. Были замены лишь на уровне костюма или фрагмента декорации. Если бы я имел право голоса, я бы сегодня кардинально изменил решение спектакля. Может быть, даже убрал бы декорации вообще. Мне сегодня уже мешают эти стены, ближе пустое пространство: свет, костюм, актер - и все. И тогда появляется возможность проникнуться тем, что спето или сказано.

С годами становишься мудрее и более жесткий отбор происходит в голове. Я не приглашаю на этот спектакль серьезных музыкантов, потому что человек профессиональный обязательно услышит ту фальшь, которая идет от нас, актеров. Потом, у нас нет конкуренции, каждый занимает свое место и знает, что так будет всегда. А вот если была бы жесткая конкуренция и серьезный пиар этого спектакля, нам пришлось бы попотеть. А так вся прелесть в том, что мы играем его 16 лет, зрители ходят и будут ходить.

- И все же, Валерий, по-моему, мюзиклы в чистом виде, исключая спектакли, идущие в драматических театрах, у нас не слишком-то приживаются и довольно быстро умирают. Почему?

- Знаете, в чем еще одна прелесть нашего спектакля? В том, что он идет не каждый день, не по бродвейской системе. Вот в Нотр-Дам у меня был случаи, когда мне за два дня пришлось сыграть четыре спектакля. Это очень серьезная нагрузка. И если я что-то за это и получил, то лишь подтверждение того, что я - профессионал. Но это выхолащивает страшно. Ты превращаешься в отличного технаря, но без души. А когда ты играешь спектакль три-четыре раза в месяц, то у тебя есть возможность проголодаться так, чтобы зритель почувствовал твой сильный энергетический и эмоциональный посыл.

А почему мюзиклы не приживаются? Да по разным причинам. Вот в Чикаго например, мне кажется, не сработала сама сюжетная основа. С точки зрения нашего менталитета нам, наверное, все же не очень близки истории таких женщин, которые убивают своих мужей, разбазаривают их деньги и при этом еще становятся звездами. Нотр-Дам - в большей степени русский мюзикл. Там и я страдала-страданула есть, и история про доброго, но несчастного человека из социальных низов. А вот 42-я улица - это уже нафталин, хотя там чечетку хорошо били.

Мне кажется, провал многих мюзиклов обусловлен тем, что берется готовый западный продукт и под кальку переносится сюда. При этом не готовится почва для нашего, российского мюзикла. Хотя тот же Норд-Ост был первым таким масштабным проектом. К нему можно было по-разному относиться, но Россия хотя бы заявила о себе в подобном жанре. Но, к сожалению, купить что-то готовое, наверное, проще и дешевле.

- А по-моему, и многие актеры не обладают достаточными музыкально-вокально-танцевальными данными, получается абсолютный дилетантизм.

- Да, школа очень важна. Я не зря говорил, что Иисус Христос - суперзвезда - рок-опера, а не мюзикл. Здесь достаточно просто попадать в ноты и чуть-чуть надорвать свое сердце. Я люблю это делать, и поэтому у меня получается. А порой мюзикл проваливается именно потому, что в него боятся брать тех, кто имеет на это право. Когда идет кастинг, то очень быстро становится понятно, кто на что способен. А потом продюсер говорит: нет, давайте возьмем другого артиста, лицо которого по телевизору чаще мелькает. Приходится идти на компромисс, который до добра не доводит У нас, к сожалению, не любят зажигать новых звезд, а предпочитают брать уже готовых.

- Сегодня вам кажется оправданным стремление едва ли не каждого драматического театра иметь в своем репертуаре мюзикл?

- Мне кажется, ни в одном обычном репертуарном драматическом театре практически невозможно поставить мюзикл собственными силами. Либо ты заведомо идешь на творческий компромисс, либо вынужден звать актеров со стороны, потому что способных достойно и профессионально существовать в этом жанре мало, а звезд - вообще единицы. А это неправильный подход, мне кажется, лучше и честнее вообще ничего в этом жанре не делать. Для меня наш традиционный театр - это все-таки театр не музыкальный. Мюзикл - это отдельный проект, в который приглашаются профессионально поющие люди. Да, у нас в театре в 1990 году случилось некое чудо. Но опять-таки чудо относительное с точки зрения серьезных музыкантов. Скорее, так его можно назвать лишь по форме, по стремлению изголодавшихся артистов к иным приемам сценического существования. Так что, говоря о моих дальнейших перспективах, с одной стороны, мне хотелось бы попасть в какой-либо серьезный музыкальный проект, с другой, для меня, как для драматического артиста, этот жанр интересен, но непринципиален.

- А насколько принципиален для вас именно Театр Моссовета, где вы работаете уже два десятка лет?

- Я к Театру имени Моссовета отношусь как к Родине. А ее мы не выбираем. Так же и театр этот я в свое время не сам выбрал, а меня сюда любезно пригласили. И я честно отработал тот счастливый билет который в 1986 году вытащил, когда даже и не помышлял оказаться в таком большом и серьезном коллективе. Да, признаюсь, потом мне стало здесь отчасти тесно с творческой точки зрения. Но тут, по счастью, наступило время свободы. Да, я сегодня живу на родине, но имею возможность поработать за границей Кстати, надо отдать должное нашему художественному руководителю Павлу Осиповичу Хомскому. Он - мудрый человек и понимает, что нельзя к артисту подходить с кнутом, как делают некоторые другие режиссеры. Потому он дает нам свободу. А моя задача - не подвести театр, правильно составить свой личный репертуар, развести спектакли дома и на стороне. Нас здесь не заставляют быть рабами одного театра, что очень унизительно.

- Но для многих артистов свобода - синоним нестабильности.

- Может быть. Но я и по жизни - кочевник. Сколько квартир поменял, где только не жил. Я очень люблю путешествовать. И нынешнее мое путешествие по разным театрам мне нравится. Да, у каждого актера есть мечта, чтобы гений какой-нибудь в него влюбился и предложил грандиозную работу. Но, во-первых, гений - тоже понятие относительное. А во-вторых...

- Их на всех не хватит.

- Точно. Поэтому я научился радоваться тому, что есть.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

В Риме премьеру мюзикла «Девять» от

News image

Премьера мюзикла «Девять» (Nine), ремейк одноименного бродвейского мюзикла 1982 года, ...

«Интер» отказался от российских мюз

News image

Украинский общенациональный телевизионный канал «Интер», владельцем которого является украинский миллиардер Дм...

Премьера первого мюзикла на чеченск

News image

Премьера первого в театральной истории республики мюзикла на чеченском языке пр...

Наконец-то в Алтае показали мюзикл

News image

В Алтайском театре драмы «Василия Шукшина» поставили мюзикл под названием «К...