Интересно о мюзиклах

Какая-какая? Да Сорок вторая ! Come and

News image

Вы когда-нибудь бывали на Сорок второй улице? Вопрос странный, в ответ можно в лучшем случае по...

МЕССИЯ С ТОПОРОМ, ИЛИ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОН

News image

«Достоевскому всё равно. Он уже давно умер». Человек, пожелавший остаться анонимным. «Да, топором её...

Звукорежиссер печального образа Или Тщет

News image

Добрый день, дорогие мои! Вот и дошли мои руки (вернее, ноги) до того, чтобы посетить московскую по...



Срок оперы. Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты вновь на сцене
Статьи - Интересно

срок оперы.  звезда и смерть хоакина мурьеты  вновь на сценеВ концертном зале Мир состоялась премьера новой версии Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты .

Много лет подряд первая отечественная рок-опера с аншлагами шла на сцене Театра Ленком , а двойной диск с ее

записью считался раритетом на черном рынке . В знаменитой постановке играли еще Александр Абдулов и Николай Караченцов... Теперь, после 12-летнего перерыва, композитор и продюсер Алексей Рыбников решил восстановить Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты уже с новыми исполнителями и современными рок-аранжировками. А накануне премьеры приехал на деловой завтрак в РГ .

Российская газета: Культовый спектакль Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты стал прорывом в рок-музыке и драматургии середины 1970-х. Почему вы решили его возродить: это будет реанимация спектакля, повторение или абсолютно новая версия?

Алексей Рыбников: Это будет новая постановка. Ставят же Чехова 150 раз, Шекспира. И с каждой новой постановкой понятно, почему она делается: чтобы произведение существовало и в таком виде. Тем более что Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты не идет в Москве уже 12 лет. И люди обращаются ко мне с вопросом: А почему бы ее не возродить? Подобные мнения я читал и на форумах в Интернете. Есть даже фан-клубы Звезды и Смерти , которые слушают старую пластинку, обсуждают ее. Подключается и молодое поколение, которое не застало старый спектакль. Я даже был удивлен накалом страстей, который возник вокруг премьеры, особенно острые споры вызвали новые исполнители главных ролей.

Бритоголовых на сцену не пустили

РГ: Время и мода сильно повлияли на новую постановку легендарной рок-оперы?

Рыбников: Да, теперь она стала жестче и звучит действительно как рок-опера. В Театре Ленком все-таки играли и пели драматические актеры, пусть и такие изумительные, как Абдулов и Караченцов. Они брали в руки микрофон и, маскируя его, передавали друг другу - чтобы из зала не было видно... Теперь появилось много возможностей для того, чтобы Звезда и Смерть прозвучала в том варианте, в каком была задумана. Но на всех репетициях я вел борьбу и за то, чтобы рок-опера оставалась живым спектаклем. Потому что иначе музыка может задавить человеческую личность. А я не хотел, чтобы герои и их судьбы растворились в звучании мощностью 50 киловатт.

РГ: Сейчас режиссеры нередко перестраивают сюжеты под злобу дня . И вам предлагали?

Рыбников: Да уж один режиссер советовал: А давай-ка сделаем так, что Смерть будет положительной? Ведь она же по-доброму предупреждает Хоакина: Зачем ты идешь, тебя ж там убьют?! В отличие от Звезды, которая, напротив, уговаривает: Иди, иди! Значит, возлюбленная и есть главная злодейка?! Но я не повелся на уговоры. Да, ради оригинальности сейчас модно все переворачивать по несколько раз с ног на голову . Но актуальность Звезды и Смерти Хоакина Мурьеты не в этом. Наша постановка - это притча, библейская история о разбойнике, который пошел по пути мести, крови. А в итоге зашел в тупик и погиб. Притча задает вопрос каждому зрителю: А нужно ли идти по этому пути? Или есть что-то более важное в жизни?! И еще наша актуальность в том, что людей никогда не перестанут трогать история любви, смерти и разлуки влюбленных.

Поэтому ничего менять в драматургии мы не стали. Вначале хотели, но потом поняли - не нужно. Ведь у нас - современная история, перенесенная в абсолютно абстрактную среду. Хотя и здесь режиссеры донимали. Один советовал: А давайте сделаем Хоакина Хакимом Муратовым?! Он и Тереса будут гастарбайтерами. Она - из Молдавии, он - с Северного Кавказа. И у них начнутся стычки с местными бритоголовыми... Но я отказался. Это - как раз та актуальность , которая может быстро испариться и уйти.

РГ: В этом, наверное, основное отличие рок-опер от мюзиклов: первые - более иносказательны, глубоки, метафоричны. Вторые призваны развлекать и быть фоном для отдыха?

Рыбников: Ну, так и рок-опер за всю историю музыки было написано очень немного. Jesus Christ - Superstar, Tommy, Hair, еще несколько. Чаще - по ошибке - рок-операми называли мюзиклы, например Орфея и Эвридику . А с Джозефом Папом, который работал над Hair ( Волосы ), мы дружили. Он даже хотел ставить Юнону и Авось (вторая рок-опера Рыбникова. - Прим. А.А.), гостил у меня дома и подарил диск со своим первым произведением - Love Rock Musical. Американцы, кстати, спокойно относятся к определениям. Им плевать, это мы здесь спорим. Чистота жанра там никого не волнует, у них все называется шоу . Год назад я видел запись: в двух городах Техаса коренные американцы поставили Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты , играли ее под старую фонограмму с английскими субтитрами. Русских в зале вообще не было - все техасцы, причем парни из глубинки. Когда на сцене появлялись рейнджеры, они смеялись, а после сцены насилия над Тересой - плакали... Сопереживание было 100-процентное. Это вот и есть актуальность.

Где композитору жить хорошо?

РГ: Наверное, вы и авторские с американцев хорошие получили? Или все-таки в России, где принята поправка в Гражданский кодекс и теперь Российское авторское общество имеет право собирать для композитора отчисления за музыку, звучащую в магазинах, кафе, предприятиях общепита, рекламе и т.д., композиторам теперь живется богаче? А вы же еще и автор музыки ко многим фильмам, которые успешно идут в кинопрокате: Андерсен. Жизнь без любви , Волкодав из рода Серых псов , 1612 , другим?

Рыбников: С техасцами было так: приехал балетмейстер, попросил. И мы отдали ему права буквально за тысячу долларов. Дело было не в деньгах - приятно же, что в техасской глубинке ставят русскую рок-оперу?!. Ну а как идут дела у нас - простой пример. Пишут, что некоторые из фильмов с моей музыкой собирают в прокате больше 20 миллионов долларов, в общем какие-то немыслимые цифры. И официально мне положен процент за использование музыки в кинофильмах, это же тоже публичное исполнение . И Российское авторское общество обязано собирать мои авторские проценты. Если их посчитать, то можно понять, что я легко могу стать богатым человеком. Но пока этого не случилось, к сожалению. Да, есть выигранные суды в Петропавловске-Камчатском, в Хабаровске. Но, как правило, наши суды реагируют на композиторов так: И что там хочет этот автор? И сколько он надеется получить?! Да он вообще обнаглел!!! За моральный ущерб пусть получит три рубля!.. И все.

РГ: Какой выход вы, профессионал шоу-бизнеса, видите из этой ситуации?

Рыбников: Когда это была государственная организация - Всесоюзное агентство авторских прав, то все проценты собирались четко. Следили строго. Ведь если человек или организация не платят, то, значит, они воруют у государства! Подобное считалось государственным преступлением. И не дай бог, если, например, из какого-нибудь ресторана роялти не пришлют?!. Сейчас же место государственной заняла общественная организация. И как общественную организацию ее почти никто не боится, как я думаю.

РГ: Но при этом Российское авторское общество представляет интересы шести миллионов зарубежных исполнителей. А российских авторов за границей не обижают?

Рыбников: Если композитор живет в России, то он для иностранцев как бы не существует вовсе. Он - как Тень отца Гамлета. Если бы я поселился в Лондоне и у меня появился адвокат - другое дело. А так очень многое зависит от политических настроений Запада. Если Россия хорошая , то это одно. А если становится плохой , то и российские авторы автоматически становятся плохими. Хотя там сейчас много наших живут. Они ностальгически покупают диски: Тот самый Мюнхгаузен , Буратино , Красную шапочку .

Театр начинается с подвала

РГ: Как это нет? У вас же премьера 27 ноября - четыре дня будете представлять Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты в московском Мире ?! Кстати, как вы предпочитаете смотреть: из зала или из-за кулис, подбадривая исполнителей?

Рыбников: Ходить на свои премьеры для меня испытание. Получать удовольствие от музыки, которую уже написал, я не люблю и не умею. Сижу в зале и невольно слежу за реакцией зрителей. Переживаю. Ощущение - будто публично читают мои любовные письма. Поэтому, наверно, схожу только на один спектакль.

РГ: На главные роли вы пригласили выпускников Фабрики звезд Дмитрия Колдуна и Светлану Светикову, чьи имена гламурно ассоциируются с попсой. Неужели не нашлось ярких персонажей в рок-музыке?

Рыбников: Я считаю, что у Колдуна замечательный рок-вокал. А его попсовые вещи я, честно говоря, вообще не слышал. Да и Евровидение и Фабрику звезд не смотрел. Первый раз я увидел Диму в студии - он пришел совершенно по другому делу, к тому же не ко мне. Но я сразу подумал, что таким и может быть новый Хоакин. Поющих-то много, но вот чтобы человек подходил и по фактуре?! Я дал Диме материал и он спел так, что меня на 100 процентов устроило. У Колдуна есть красота голоса и рок-напор. Пару дней назад он заявил, что больше не будет исполнять попсу и пишет рок-песни. Дима - человек талантливый, все схватывает на лету, работать с ним легко. Да и Света Светикова с радостью вырывается из оков имиджа, который ей навязали на телевидении. Оба говорят: счастливы тем, что попали в мой театр. Потому что верят: судьба их теперь изменится в лучшую сторону.

РГ: Раз уж заговорили про ваш театр, то признайтесь: когда наконец состоится большая премьера Мистерии оглашенных ? Ведь увидеть ее в вашем подвальчике посчастливилось немногим.

Рыбников: Мистерию мы хотим поставить на будущий год. Это часть большого цикла, состоящего из разных произведений: симфоний, опер. Некоторые из частей уже дописаны, как, скажем, Пятая симфония Воскрешение мертвых или Шестая симфония, которой дирижировал Валерий Гергиев в июне этого года. Еще надо сочинить два хоровых концерта. Но я это сделаю обязательно, если, конечно, буду жив, в уме и здравой памяти. Поскольку это - дело моей жизни.

Еще в начале 1990-х, когда не было возможности поставить Мистерию оглашенных на сцене, я взял в аренду подвал. И сразу волшебным образом начали появляться спонсоры, деньги. Мы смогли отремонтировать помещение, купили аппаратуру, наняли труппу. А потом пришел человек, который заявил: То, что вы делаете, должны увидеть много людей . И вложил большие средства, после чего мы поехали гастролировать в Америку. А там нам тоже сразу начали помогать... Были и другие чудеса, после чего я понял: Мистерия оглашенных сама себе пробивает дорогу.

РГ: Но при этом у вашего театра по-прежнему нет собственной концертной площадки, и залы для постановок приходится недешево арендовать ...

Рыбников: Строительство театра для Алексея Рыбникова значится в утвержденном плане Москвы на 2009-2010 годы. Но пока процесс не запущен. И все наше помещение театра - это тот самый подвальчик, где есть репетиционное помещение, студия звукозаписи, да еще примостились бухгалтерия с дирекцией.

РГ: А ваши ученики?

Рыбников: У меня нет учеников. Я преподавал в консерватории до 1975 года. А потом я ушел, потому что мой педагог Арам Ильич Хачатурян объяснил, что преподавание сушит. Напугал тем, что я могу засохнуть в этом состоянии собственного апломба и величия. Мой педагог говорил мне, что я должен бросать вызов . Нужно быть дерзким! - сказал он. - Иначе это будет пагубно . И хорошо, что я его послушался.

РГ: Сын Дмитрий является вашим учеником или, наоборот, тоже бросает вызов ?

Рыбников: Я его ни к чему насильно не приучал. Но он постоянно находился рядом, много чего видел, слышал и всему учился сам. А сейчас он вырос, и мы с ним коллеги. Дмитрий помогает мне как продюсер. Я верю его вкусу, его ушам , потому что, когда что-то делаешь сам, обязательно нужно мнение специалиста со стороны. Потому что сразу понять, что родилось в данный момент, практически невозможно. Должно пройти время для того, чтобы все оценить. Может быть, и поэтому нам снова захотелось вернуть на сцену Звезду и Смерть Хоакина Мурьеты .

РГ: Гоголь писал Мертвые души в Италии. А где любите сочинять вы?

Рыбников: Как ни странно, я очень мало пишу в России. Люблю писать на экваториальных островах: Сейшелах, Мальдивах... Я беру с собой ноутбук, у меня практически студия всегда со мной. Там полная отрешенность от всей цивилизации. Включается совсем другое восприятие мира. Начинаешь как-то раскрепощенно обо всем думать. Шестая симфония вся практически пришла в Перу, когда над пустыней Наска летели. Живу на земле, вроде в цивилизации... А тут вдруг увидел совершенно другую цивилизацию, которая была до нас.

РГ: Участвуете ли вы в спорах о том, что такое культура и массовая культура? Ведь считается, что культура - это хорошо и важно. А массовая культура - это не очень хорошо и не очень важно. Для вас существует эта грань? И является ли массовая культура действительно антиподом культуры?

Рыбников: Это всегда было - высокое и низкое. И бедные старушки, которые ходят на концерт в Большой зал консерватории, могут быть аристократами музыки. То есть ценителями, которые значительно лучше разбираются в творчестве, нежели иные музыковеды...

Но существует и этот самый культурный плебс , который съест все. Купит, не особо разбираясь, только за модность и гламурность. Но у меня есть ощущение, что если продюсеры, композиторы и поэты вдруг начнут ориентироваться не на то, чтобы лишь бы съели , то и плебс немедленно начнет духовно подниматься. И постепенно станет аристократом.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Омск посетит мировая звезда - Гару

News image

Певец Гару, который покорил сердца миллионов и приобрел себе большое ...

«Интер» отказался от российских мюз

News image

Украинский общенациональный телевизионный канал «Интер», владельцем которого является украинский миллиардер Дм...

Как музыка учит детей экономике?

News image

Далеко за пределами Соединенных Штатов Америки известен профессор американского университета ...

Новый мюзикл Вуди Аллена по мотивам

News image

Вуди Аллен в 1994-м году снял знаменитую киноленту, которая носит на...