Интересно о мюзиклах

ЗАПИСКИ ИЗ ГЛУБИНКИ

News image

Дорогие россияне! В настоящее время нахожусь я в российской глубинке, в городе С. Прелестное, я вам ск...

СТРАННАЯ ИСТОРИЯ СТРАННОГО МЮЗИКЛА

News image

Театр имени Моссовета – это, дорогие мои, пионер в жанре мюзиклов на советском и постсоветском пр...

Концерт для Зрителя и театра

News image

Говорят, что для каждого уважающего себя театра главная мечта — найти своего зрителя. Студия So...



Леонид Квинихидзе о своем спектакле «Фигаро здесь»
Статьи - Интересно

леонид квинихидзе о своем спектакле «фигаро здесь»Леонид Квинихидзе больше известен как кинорежиссер «Небесных ласточек», «Соломенной шляпки», «31 июня», чем как человек театра. Тем более удивительно, что его спектакль «Фигаро здесь» в Новосибирской музкомедии выдвинули на «Золотую Маску» аж в пяти номинациях.

- О вашем спектакле говорят, что он не похож ни на мюзикл, ни на оперетту. Как определить его жанр?

- По своей форме это действительно не оперетта, которая предполагает облегченный сюжет и характерную актерскую манеру. И не буквальный перенос бродвейских «бестселлеров» на русскую сцену. «Фигаро здесь» - это современное прочтение музыки Россини и замечательной пьесы Бомарше, то есть то самое, что сейчас называют мюзиклом. Я не знаю, почему это относят к достижениям Запада. Слово «мюзикл» переводится как «музыкальный» и обозначает современный спектакль соответствующего жанра. Так я это понимаю и так делаю на протяжении двадцати лет. «Небесные ласточки» - это тоже оперетта, но поставленная «на новый лад», как мюзикл.

- А чем плоха оперетта?

- Я совсем не против оперетты. Но как вид искусства она ограничена во времени. Про герцогов и князей сегодня смотреть неинтересно, а попытки обновить жанр, предпринятые в середине и в конце XX века, ни к чему не привели. Советская власть любила оперетту потому, что та давала возможность морочить людям голову. Сообразно этим целям выработалась и особая форма. Артисты говорили в зал, музыка была веселая, крикливая и желательно с русскими интонациями. Сейчас это тоже никому не нужно.

- Так время оперетты прошло и ее вовсе не следует ставить?

- Почему? - следует. Но она должна ставиться очень богато, очень дорого, очень антикварно, как это принято в Вене. Это должен быть такой же «новодел», как сейчас в Москве строят. А как иначе? Невозможно реконструировать то, чего уже нет! И мне кажется, что на такую оперетту зритель пойдет.

- В «Фигаро здесь» вы сочетали несочетаемое: классическую музыку со звучанием синтезатора, а театр комедии дель арте - с хореографией модерн. Вы не боялись, что вас обвинят в эклектизме?

- Мне кажется, совсем не обязательно загонять искусство в прокрустово ложе какого-то конкретного стиля. Если спектакль близок современному зрителю, ему будет интересно, и это главное, о чем должен думать режиссер. Кроме того, ни в одном нашем музыкальном театре вы не найдете исполнителей, которые гениально споют музыку Россини. Значит, необходимо искать такую форму, чтобы она была по силам артистам, понятна зрителю и в то же время не представляла безвкусицу. В этом смысле наш спектакль - классический мюзикл, хотя, повторяю, это слово меня не очень греет.

- В вашем спектакле звучит музыка Россини, но ее драматургическим материалом стала пьеса Бомарше. Одной оперы вам показалось недостаточно?

- Либретто писал человек, который опустил все, что касается характеров и положения во Франции времен Бомарше. Поэтому в качестве основы мы взяли не оперу, а пьесу.

- Смысл премий вы видите в выявлении и поддержке определенных театральных тенденций. Какая из них является основной для современного музыкального театра?

- Мюзикл «Фигаро здесь» - не самое великое открытие российской театральной жизни. Просто мы попытались соответствовать эпохе. Сегодня главная тенденция музыкального театра - идти в ногу со временем, а не плестись где-то в стороне, и ориентироваться не на конкретных людей, как раньше, а на широкую аудиторию. Музыкальный театр - народный.

- Народу, известно, чего подавай: шоу-бизнес и американские мюзиклы. Не думаете ли вы, что эти жанры погубят классическую оперетту?

- То и другое - разные вещи. Шоу-бизнес - это не вид искусства, а форма овладения массами и способ экономического существования людей. Он раскручивает пустышки, на них раскручиваются другие пустышки, и все вместе муссируется средствами массовой информации. В последние годы такая модель, к сожалению, перешла и в кинематограф. Поэтому я перестал снимать. Недавно я сделал одну картину - восьмисерийный телевизионный фильм «Усадьба», но она прошла незаметно. И не потому, что я плохо сделал или продюсеры и зрители плохие. Просто такая картина идет вразрез с тем, что пропагандирует шоу-бизнес. Однако с точки зрения движения театра шоу-бизнес не имеет каких-либо серьезных перспектив. Подобно классической оперетте, это веяние сегодняшнего дня: как появилось, так и исчезло. А настоящий мюзикл останется навсегда. «Вестсайдская история», как была 50 лет назад написана, так и звучит - потрясающе современно и по музыке, и по содержанию. Поэтому я своим актерам и говорю: «Ребята, не путайте, вы работаете не в шоу-бизнесе, а в театре. Театр - это Голгофа. Надо брать крест и нести его всю жизнь. Или идите в ларек, и, если хватит сил и бессовестности, зарабатывайте там деньги. Ничего другого человечество не придумало: либо легко, либо очень трудно».

- Вы работали и в том, и в другом жанрах: в той же Новосибирской муз-комедии идет ваш мюзикл «Мышеловка» Агаты Кристи - Александра Журбина. Каковы принципиальные различия между мюзиклом и опереттой?

- Оперетта консервативнее. Ее законы более глубокие и четкие. Кроме того, она никогда не ставит проблем, которые есть в мюзикле. Драматургия «Вест-Сайда» и даже «Чикаго», например, дает возможность не только отдохнуть, но и подумать. Отсюда и исполнительская манера - не менее яркая, чем в оперетте, но более близкая к драматической. Но это никак не отменяет, как говорила Мэри Поппинс, стакана молока на ночь! Современный спектакль тоже должен быть профессиональным и крепким.

- Охотно ли молодые артисты идут в музыкальный театр?

- С трудом. Недавно я возглавил небольшой театр - санкт-петербургский «Карамболь», где в свое время ставил «Мэри Поппинс» [в 2003 году этот спектакль тоже номинировался на «Маску»). Мне пришлось начинать все сначала. В свое время в кино я собрал артистов, владеющих музыкальным жанром, - тех же Людмилу Гурченко и Андрея Миронова. А теперь - откуда их взять? Ведь мне нужны не те, которых не приняли в шоу-бизнес или в ресторан, а настоящие профессионалы, которых потом надо будет еще обучать. И на чем? Ведь мы не знаем ни авторов, ни композиторов, и только в последние годы у нас стали появляться музыкальные спектакли - достойные, а не категории «Б». Вообще с этим жанром очень сложно.

- Сложнее, чем с драмой?

- Их нельзя сравнивать. У российской драмы глубокие традиции, а музыкальный театр появился сравнительно недавно. В XIX веке в Александринке и Малом давали водевили и комедии, но это еще не музыкальный спектакль. В 1930-1940-е годы пытались создать эту традицию в кино. Александров делал это очень неплохо, но ведь он поехал в Соединенные Штаты, посмотрел, как они это делают, и повторил то же самое. Да, он нашел своих артистов и своих композиторов - Дунаевского, Орлову, - но нашей отечественной традиции за этим не было. Мне бы не хотелось считать, что мы продолжаем эту линию, я хотел бы делать иное. Но у нас нет ничего, что можно было бы ставить, не попадая в вилку авторских прав, а на их приобретение нет денег. Деньги вообще надо платить всем, и желательно побольше. В шоу-бизнесе это возможно, а в музыкальном театре нет.

- Чем новое поколение артистов отличается от предыдущего?

- Они более свободны, чем мы. В то же время они менее профессиональны и их надо многому учить. Но хороших молодых актеров много, и не только в Москве и Питере.

- Много-то много, только мы о них ничего не знаем. Может, в этом и состоит главная функция фестивалей - искать таланты по всей России?

- Конечно! Сегодня это единственный способ развивать нашу театральную культуру. И телевидение могло бы принять в этом большее участие. Оно пытается что-то искать, но это так беспомощно... Ищут не там и, главное, не тех!

- А как обстоят дела со школой?

- Очень плохо. Консерватория питерская - это плач. Там учат тому, что давным-давно ушло. Почему считается, что в консерватории нужно петь и играть только оперы XIX или XX века? Разве современный музыкальный театр не может быть другим?

- «Фигаро здесь» - ваша вторая постановка в Новосибирском театре. Сразу после нее вы запустили спектакль «Дон Жуан, первая любовь» Самуила Алешина - Марка Самойлова. Чем вас так привлекает эта сцена, ведь вы режиссер с именем и, кажется, можете ставить где угодно?

- Имя сейчас значения не имеет: были бы связи. А Новосибирский театр хорош тем, что там очень приличная обстановка. Интеллигентный худрук-директор (у него театроведческое образование), с которым хотя бы можно разговаривать. Это уже немало, ибо сейчас, к сожалению, во многих театрах работают люди с макаронной фабрики. Кроме того, труппа там гибкая и в ней немало артистов, которые готовы к переменам. Сейчас эта труппа считается лучшей в России. За несколько лет ей удалось получить две главные «Маски», мужскую и женскую, «Маску» за спектакль и теперь еще за режиссуру, что в истории этой театральной премии происходит впервые. Никогда еще российскому режиссеру музыкального театра наград не давали. Был один-единственный случай - когда отметили мюзикл «Метро». Но это был постановщик из Польши.

- Какие еще музыкальные коллективы считаются неплохими?

- За исключением новосибирского, екатеринбургского и двух-трех театров в Москве, музыкальных трупп в России практически нет. В Питере с этим катастрофа полная... Нет серьезного музыкального материала, драматургов и композиторов, которые пишут для театра. Все, кто хоть что-то умеет, бегают сегодня по антрепризам и лицензионным постановкам.

- Помимо морального удовлетворения, что для вас означает присуждение «Маски»?

- Это дает мне возможность быть более авторитетным и просить больше денег. Потому что платят, как вы понимаете, мало. Вы спрашиваете, почему актеры и режиссеры не идут в театр. Да потому что не платят. Инвестиции в музыкальный театр минимальны.

- Это его главная проблема?

- Когда так говорят, не верьте. Основная проблема музыкального театра - это отсутствие кадров. Ведь что происходит? Мне в труппе говорят: «Мы грамотные люди, оканчивали театральные вузы, ежедневно следим за своей формой, а получаем в тысячу раз меньше, чем артисты шоу-бизнеса!» Как и в кинематографе, где, как нам объясняют, за последние 15 лет произошли колоссальные достижения, в театре налицо чудовищные кадровые потери. В искусстве известно, какой народ работает: нервный, дерганый, не имеет серьезной воли и ломается. Талантливый человек, а идет в ларек. Вот ведь ужас какой!

- И вы знаете таких?

- Сколько хотите! Народный артист России (хотя их сейчас навалом: все стали народными артистами!) в промежутках между репетициями зарабатывает извозом. Другой - бухгалтером в хорошей фирме. Там он получает деньги, а в театр, которому он посвящает жизнь и всего себя, прибегает за свои 6-7 тысяч. И таких примеров немало. Но всегда будут люди, которые идут в театр во имя любви и что-то пытаются делать, даже если им ничего не платят. Это не красивые слова: просто мы так устроены.

- Как, на ваш взгляд, можно разрешить эту ситуацию?

- Есть такие понятия, как патронат, меценатство. Ведь были у нас Мамонтов, Морозов, которые не жалели денег на искусство! Сегодня в России появились состоятельные люди. И не идиоты, а образованные, серьезные. Они тоже могли бы поучаствовать в создании российского музыкального театра.

- Кинорежиссеры часто обращаются к театру и наоборот. Но ваш случай особый: подобно своему герою Фигаро, вы разрываетесь между съемочной площадкой и сценой. Имя Леонида Квинихидзе известно не только по мюзиклам «Мышеловка» и «Фигаро», но и по фильмам «Небесные ласточки», «Соломенная шляпка», «31 июня», «Орех Кракатук», «Мэри Поппинс, до свидания».

Только кино или только сцены для самореализации вам недостаточно?

- Есть вещи, которые в кино невозможны, они осуществимы только в театре. Но есть и более приземленные обстоятельства. Долгое время я работал только в кино, когда оно рухнуло, я не нашел себе в нем места. Пришлось пойти в театр и начинать все сначала.

- По «Мэри Поппинс» вы сначала сняли кино, а потом перевели его на язык сцены. «31 июня» поставили в мюзик-холле, а после сделали экранизацию. Спектакль «Фигаро здесь»-самая успешная из ваших театральных работ. Думаете ли вы сделать его киноверсию?

- В свое время я очень хотел снять фильм «Фигаро» с Мироновым. И это была не мечта, а конкретная задача. Я видел Андрея в этой роли. Но он ушел, и долгое время я даже не думал, что это возможно. И вот много лет спустя в Новосибирском театре я нашел ему замену. Там есть артист - на мой взгляд, лучший сегодня в этом жанре - Александр Выскребенцев. Мне показалось, что он мог бы это сыграть, и он справился с задачей. Для меня полная загадка, почему в результате не ему дали «Золотую Маску». Работу, проделанную этим артистом на самом высоком уровне, сравнить с чем-либо другим сложно.

- «Фигаро здесь» и так получил две «Маски» - за «Лучший спектакль» и «Лучшую женскую роль». Куда вам больше!

- Но номинаций-то было пять, а в итоге победили лишь в двух...

- Ну так что - мы «будем или не будем снимать кино»?

- Для того чтобы снимать серьезно, пятью рублями, которые дают на постановку, не обойдешься. Нужны очень большие деньги, а искать их на стороне я не научился. Здесь надо просить, а просить я не умею вообще ничего и знаю многих известных режиссеров, которые поэтому не снимают. Но проблема не в тех, кто не умеет просить, а в тех, кто не умеет давать. Вот когда у нас появятся люди, которые станут вкладывать деньги не из соображений выгоды, а по причине своей интуиции и своего воспитания, мы и будем «снимать кино». Ведь во всем мире так и происходит! Но и людям искусства надо научиться работать так, чтобы их картины и постановки были интересны не отдельным группам, но всему обществу, чтобы они приносила доход. Сегодня мы встали перед проблемой, с которой в мире столкнулись еще три века назад. Первые постановки были зрелищем для высших слоев общества, искусством для избранных. А когда стали делать спектакли, на которые чернь пошла, тогда и появился театр.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Новый бродвей

News image

На Бродвее всегда много модных мюзиклов. Это и «Spider-Man Turn Of...

Ринопластика недорого от лучшего пл

News image

Качественная ринопластика стоит немалых денег. Если вы хотите получить идеальную ...

Волшебник из страны OZ посетил Моск

News image

После грандиозного успеха во многих странах ледовый мюзикл волшебник Страны ...

Премьеру мюзикла по Стивену Кингу п

News image

Запланированную на 2009 года премьеру мюзикла Ghost Brothers ...