Интересно о мюзиклах

ВСЕ ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ!

News image

Читаю я частенько отзывы в своей гостевой книге – мол, да что этот Рич понимает, ем...

Призрак Призрака

News image

Вы не поверите, но написать рецензию на экранизацию Призрака Оперы я просто забыл. За...

Черная бурка

News image

Пьеса Георгия Хугаева “Черная бурка” – это философская притча, сказка для взрослых, басня - все эт...



Инара Гулиева: «Мне странно слышать о современном буме на мюзиклы»
Статьи - Интересно

инара гулиева: «мне странно слышать о современном буме на мюзиклы»Вскоре Красноярский театр музыкальной комедии представит публике сразу несколько мюзиклов – впервые за последние годы. Но первой премьерой нового сезона в театре станет классическая оперетта – «Цыганский барон» И. Штрауса. Ставит его московский режиссер, заслуженная артистка Рос

сии Инара Гулиева. Кстати, несколько лет назад многие красноярцы уже видели этот спектакль в ее постановке – в антрепризной версии с московскими артистами.

Штучная профессия

– Инара Александровна, вы случайно родом не из Одессы? Очень уж отчетливые одесские интонации слышны в вашей речи!

– Да что вы! (Смеется.) Вот уж никогда бы не подумала. Нет, я коренная москвичка. И родители из Москвы, и дедушки-бабушки. Имя у меня латышское, фамилия азербайджанская – мой дедушка азерийский турок. Четыре крови намешано, лучше не разбираться. В семье никто не имел отношения к театру, но я с детства не сомневалась, что стану артисткой – наверное, потому, что всегда была голосистой! (Смеется.)

– А почему предпочли именно оперетту?

– В опере мне скучно! Да, мило, приятно – но не смешно. А в оперетте хорошие артисты все равно тебя проймут, за что и люблю этот жанр. Вообще, хороший артист оперетты – штучная профессия.

– Равно как и женщина-режиссер – наверное, в музыкальном театре это еще большая редкость, чем в драме?

– Вряд ли жанр как-то влияет. Сейчас все кричат, что пришло время женской режиссуры. А в драме ли, в оперетте – не имеет значения. Сначала я училась в ГИТИСе на актрису музыкального театра, потом потянуло в режиссуру. Вообще мне многое интересно: играю, ставлю спектакли, пишу либретто и сценарии программ на ТВ.

– Да, я помню ваш давний проект «Вас приглашает оперетта»…

– А сейчас мы готовим программу «С легким жанром» на канале «Культура», ее ведет Максим Дунаевский. Пишу для нее все, что касается оперетты, остальными жанрами занимаются другие авторы.

– А когда вы впервые попробовали себя в режиссуре?

– Ой, это было так давно! После окончания аспирантуры у меня несколько лет не было времени на собственные постановки – в те годы я снялась подряд в 14 фильмах. Но вспоминать об этом не вижу смысла.

– Почему же?

– Знаете, сколько фильмов тогда снималось по стране? Около ста в год – думаю, вы и половины из них не видели! Немногие вызывали интерес, а масса остальных повисала в воздухе. Ну не было у меня такого фильма, после премьеры которого я бы проснулась знаменитой, не повезло мне – ну и что? (Смеется.) Ничего страшного! У меня в театре много интересной работы. Помимо постановок, довольно плотно занята в репертуаре, чуть ли не в половине названий.

– И в каком амплуа?

– Что интересно, когда я пришла в театр, там не было деления на амплуа. Играла всех – и героинь, и субреток, и характерных. Сейчас у нас в основном идет классика, а у меня уже и возраст, и вес иной, и, естественно, исполняю характерные роли.

Оригинал интересен не всем

– А в собственных постановках вы играете?

– Стараюсь этого не делать – слишком сложно. И «Цыганского барона» для антрепризы ставила не на себя, с ним обычно ездит другая актриса. Кстати, этот спектакль был нашей дипломной актерской работой в институте, в Московском театре оперетты «Цыганский барон» никогда не шел, его всегда ставили в театре им. Станиславского и Немировича-Данченко. А в Красноярск меня пригласила директор театра Наталья Ивановна Русанова.

– Для постановки здесь вы выбрали версию Шкваркина. Почему именно ее?

– А вы когда-нибудь видели другой вариант? Нет? То-то и оно! В оригинале это скучнейшая вещь – я однажды посмотрела ее у австрийцев. Как известно, Штраус писал оперу, и сюжетик там малоинтересный, несмешной. А Шкваркин сделал из него очень удачную версию.

– Почему же тогда многие театры сейчас берутся за оригиналы – отличные от тех, что делал, например, Григорий Ярон?

– И совершенно напрасно! Как вы думаете, почему оперетта прижилась в России? Потому что у нас ее переделывали под свой менталитет. Например, в оригинале «Графа Люксембурга» Анжель Дидье – холодная, расчетливая акула. И вообще ситуация какая-то дикая – человек взял деньги за то, что женится, истратил их, а старика, который ему заплатил, просто послал. Для немцев это, наверное, нормально, а в ощущения русского человека оно как-то не вписывается. Поэтому Ярон и менял ситуации. Умнее, интеллигентнее, образованнее и талантливее деятеля в оперетте, чем Ярон, вообще трудно найти. Он очень хорошо ощущал баланс юмора и музыки, и, поверьте, его оперетты куда смешнее, чем в оригинале. Кстати, немцы однажды ставили у нас в театре оригинальную версию того же «Графа Люксембурга». Думаю, она была интересна от силы десяти процентам зала – этакая эстетствующая, холодная, сухая вещица.

– Однако же в Москве вы поставили «Сильву» не в яроновском варианте, разве не так?

– Да, но исключительно по просьбе театра: мне предложили сохранить мать Эдвина Цецилию в качестве одного из основных действующих лиц, а не комической старухи. И ее роль была заново вписана в контекст яроновской оперетты – с другими ситуациями, побудительными мотивами, с другими драматургическими развязками.

– Инара Александровна, насколько вам близко стремление театров осовременивать классику?

– Знаете, не всегда. Победителей не судят. Удачная постановка может быть интересна своей зрелищностью – костюмами, сценографией, какими-то акробатическими трюками… Но второй раз я на это пойду лишь в том случае, если меня заинтересуют актерские работы. Чисто внешняя сторона и текстовые изменения могут быть любопытны, но не более. Хотя от оформления тоже многое зависит. Оперетта – вообще очень дорогое искусство, очень! В Москве у нас на постановки уходит от пяти миллионов рублей и больше. И это совершенно оправдано. Вы же не хотите увидеть Ганну Главари в тряпье, верно? Вам хочется посмотреть на красивых женщин и мужчин, шикарные шляпы, перья – блеск, шик, красота! Но, к сожалению, во многих российских театрах это сейчас невозможная роскошь…

Мюзикл оперетте не враг

– А как вы оцениваете модное ныне утверждение, что оперетта сдает позиции мюзиклу?

– Так могут говорить люди, которые вообще не разбираются в истории развития оперетты и мюзикла! Вы знаете, что первый мюзикл появился в 1866 году, спустя 10 лет официальной даты рождения оперетты («Орфей в аду» Оффенбаха – Е.К.)? Это была американская вариация на тему «Фауста», по-русски он называется «Черный обманщик» или «Черный плут». Так о чем речь? Однако же, стараниями невежд создается ощущение, что мюзикл – нечто новое, и он якобы вытесняет оперетту. Чушь! Это два одновременно развивающихся вида одного искусства.

– И, полагаете, оперетте не грозит забвение?

– Вы знаете, ей с самого появления предрекали недолговечность. Уж как только не громили оперетту – вспомнить хотя бы знаменитый очерк Юлиана Тувима 20-30-х годов. И ничего, выжила – и дальше будет жить! Равно как и опера, и балет, хотя их тоже не раз пытались похоронить. Мне вообще кажется, что если бы некоторые журналисты поменьше спекулировали на эту тему в погоне за жареным, было бы лучше. И я убеждена, что оперетта не погибнет – это редчайшее сочетание всех видов сценического искусства.

– Однако же, сам жанр может меняться?

– Разумеется, как и всякий вид искусства. Например, считается, что в 1907 году, когда в Америку пришла «Веселая вдова» Легара, она остановила развитие их театра на 12 лет – вся Америка просто сошла с ума от европейских оперетт. И все, что было поставлено в Европе, шло и в Штатах. Но другой вопрос, как! Европейская чувственно-разморенная оперетта была не совсем удобоварима для зрителей молодой, импульсивной страны, с бешеной интенсивностью жизни. И поэтому американские композиторы писали на нее новые аранжировки, европейская пряность сменялась на их почве скоростью и динамизмом. А мюзикл в его современном виде появился с приходом Гершвина.

– И все же, между мюзиклом и опереттой есть какие-то различия?

– Принципиальных – нет, они отличаются только стилистически. Во многих американских источниках эти термины могут относиться к одному и тому же спектаклю – говорю как специалист, у меня диссертация на тему «Американский мюзикл 20-50-х годов как явление социальной жизни Америки». Гершвин стал использовать джазовые ритмы, но это несущественное отличие – его первые произведения назывались опереттой. Важнее другое: жанровое разделение началось, когда в мюзикле впервые убили героя – в оперетте возможен только счастливый конец. Но, повторяю – это разновидности одного искусства. Кстати, есть еще одно очень интересное отличие, на которое зачастую не обращают внимания.

– Какое же?

– Американцы пишут, что для постановки оперетты нужна уникальная труппа. А их театры такими возможностями сейчас не обладают! Им очень сложно собрать труппу, чтобы спеть своих же композиторов, например, «Роз-Мари» Фримля. Кстати, как вы считаете – это мюзикл или оперетта?

– Если память мне не изменяет – оперетта.

– А почему? Думаете, дело в счастливом конце? Нет, главное – музыкальная стилистика! Для исполнения оперетты нужна труппа певцов с приличным классическим вокалом. В мюзикле обычно такой необходимости нет, достаточно эстрадного вокала. Хотя я много раз слышала мюзиклы в исполнении классических певцов, тех же Паваротти и Доминго – и качественно это гораздо выше.

– Инара Александровна, как считаете: мюзикл в большей степени – явление западное?

– Он давным-давно успешно прижился и на нашей почве – вспомните хотя бы Исаака Дунаевского. А какой потрясающий мюзикл «Свадьба Кречинского» Колкера – дай Бог такой уровень любому западному спектаклю. Классический мюзикл, с удивительной музыкой, шикарной драматургией – ставить его огромное удовольствие! А написан он был еще лет 25-30 назад. Это ставилось, ставится, и мне странно слышать о каком-то современном буме на мюзиклы.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Новая постановка "Иван да Марья" вы

News image

Ради этого события 15 апреля многие жители Вологодской области нашли ...

Готовьтесь, будет качка. Театр эстр

News image

17 октября в Театре эстрады состоится премьера нового мюзикла We ...

Мюзикл о Spice Girls в разработке

News image

Началась работа над мюзиклом о величайшей девичьей группе всех времён. ...

Гарри Потер запоет!

News image

20-летний актер Дэниел Рэдклифф, более известный как Гарри Поттер, примет ...