Интересно о мюзиклах

Продать недвижимость в Дальние Мельницы

News image

Одесская недвижимость всегда отличалась популярностью, ведь многие желают жить в приморском городе. Кроме того, стоимость ...

ВОТ ТАКИЕ ПИРОЖКИ, ИЛИ НАШЕ ВСЁ НА СЦЕНЕ

News image

Добрый день, дорогие мои любители мюзиклов! Вы, наверное, уже подумали, что старик Фрэнки «покинул здание»? Даже и ...

ЗАПИСКИ ИЗ ГЛУБИНКИ

News image

Дорогие россияне! В настоящее время нахожусь я в российской глубинке, в городе С. Прелестное, я вам ск...



Алексей Рыбников
Статьи - Биографии

алексей рыбниковАлексей Рыбников родился в семье, посвятившей себя искусству – его отец был первой скрипкой в оркестре Александра Цфасмана, а мать – художником – шелкографом, модельером, создававшим работы на заказ. С первых дней жизни мальчика окружали музыка, рисунки и эскизы, выполненные рукой его мамы. И она, и бабушка будущего композитора

были женщинами религиозными, часто посещали церковь, беря с собой на службы и Алешу, к огромному удовольствию последнего, который, как впоследствии вспоминали родные, увлеченно слушал пение церковного хора, порой присоединяя к ним и свой и голосок.

В то же время, в числе самых ярких детских впечатлений, - кинематограф. В ближайшем от дома кинотеатре Алеша и его друзья пересмотрели все демонстрировавшиеся там трофейные фильмы. И одно из первых сочинений Рыбникова - фантазия «Багдадский вор», написанная под воздействием образов из одноименного и очень популярного в те годы фильма.

Вот она - первая «работа» над киномузыкой. Критики и исследователи усматривают в ней нечто знаковое или, по меньшей мере, определяющее. На том начальном этапе всей композиторской карьеры, его сочинение было лишь реакцией воображения на поразивший фильм, но настанет время, когда Алексей будет сам пробуждать глубокие эмоции своей музыкой из кинолент.

Явная одаренность ребенка была подмечена его близкими, и мама отвела Алешу в музыкальную школу. Хотя он сдавал экзамен сразу в два заведения – Центральную музыкальную школу при Московской консерватории им. П. И. Чайковского и школу им. Гнесиных, и был принят в оба, родители выбрали, все же, ЦМШ. Рыбников оказался в классе Евгения Тимакина (ученика прославленного русского пианиста - Константина Игумнова), - интеллектуала, великолепного профессионала, воспитавшего целую плеяду выдающихся музыкантов (Михаил Плетнев, Владимир Фельцман, Иво Погорелич). Впоследствии Рыбников скажет, что благодаря Тимакину, он стал обладателем прекрасной пианистической школы.

Однако, композицию, которую Алексей не оставлял всё это время, в школе не преподавали. И тогда, отец мальчика, первая скрипка в оркестре Александра Цфасмана, познакомил сына с Арамом Ильичем Хачатуряном. На ту памятную встречу с великим композитором Алеша принес свои произведения, среди которых был и его собственный балет «Кот в сапогах», по сказке Шарля Перро. Сочиняя его, Алеша находился под эмоциональным влиянием Моцарта и Гайдна, с их легкой жизнерадостностью, и, несомненно, прокофьевской симфонической сказки «Петя и волк» – она «безумно нравилась» ребенку.

«Кот в сапогах» с первых же тактов покорил Хачатуряна своей свежестью, тонким юмором и изысканной простотой. С этого момента Алеша начинает заниматься у обожаемого им композитора.

Окончив в 1962 году музыкальную школу, Рыбников поступает в консерваторию, где продолжается его тесный контакт с учителем, в классе которого Алексей обучается затем и в аспирантуре.

Среди произведений тех лет, ставших достоянием широкого круга общественности, можно назвать сонату для фортепиано №1 «Хороводы», демонстрирующую одновременно несколько граней композиторского мастерства – блестящее владение колористическими приемами, умелое и чуткое использование фольклорных оборотов, виртуозность и динамичность; произведшую резонанс и вызвавшую бурные споры в музыкальных кругах Вторую сонату, посвященную французскому музыканту Наде Буланже (вошедшей в историю мировой музыки и как пианистка, и как педагог по композиции; среди её учеников такие личности, как Морис Равель, Аарон Коупленд, Филип Гласс); конечно же, Первую симфонию – «музыкальное приношение» ученика своему наставнику – Хачатуряну, сочетающее четко выстроенную драматургию с богатым музыкальным наполнением.

Вообще, в эти годы формируется тот неповторимый авторский почерк, по которому любое произведение Рыбникова узнается буквально с первых тактов. Его особенностью, исключительностью становятся, по-особому щемящие и пронзительные темы, высокое благородство мелодических линий, выпуклость, почти визуальность образной сферы и… смелость. Как истинный Художник Рыбников ощущает свое время и умеет передать его пульс в тех выражениях, которые быстрее всего дойдут до сердец воспринимающих. Но Художник всегда ещё и предсказатель, пророк, знающий и говорящий о том, что скрыто от других. Рыбникова отличает прямота высказывания. Для него естественная и органичная, для многих – почти отвага и вызов.

Одно из ранних произведений композитора – «Скоморох», концертное каприччио для симфонического оркестра, становится своеобразным отголоском идеи Героя и толпы, конфликта внешней праздничности и внутреннего одиночества, непонимания. Негласный круг образов таков: балаганный шут, забавляющий публику, облекающий в смешные фразы горькую истину. Надежды паяца не оправдываются и, не выдержав, он погибает.

Публика встретила это сочинение с неподдельным энтузиазмом. «Скоморох» был удостоен премии Всесоюзного смотра творчества молодых композиторов в 1969, как лучшее произведение симфонического жанра. Одно из американских издательств сделало заказ на это произведение, и автор выслал им экземпляр рукописи.

Тема человека, его одиночества среди людей, его поиск своего пути в мире и, в конечном счете, уход из этого мира - в Иной, обретет настолько полное претворение в творчестве Рыбникова, задействовав самые разнообразные ракурсы, под которыми только можно эту тему рассматривать и трактовать, что вполне уместно сказать – Рыбников первый и единственный из композиторов рубежа XX-XXI вв., сумевший проникнуть в самые потаенные, скрытые от глаз, от круга повседневных проблем уголки человеческой души. Казалось бы, - парадокс – ведь музыка Рыбникова понятна и близка. Но в этом нет ничего удивительного. Ибо, он говорит о вечном на языке своих современников, на котором изъясняются лучшие представители музыкальногоч искусства.

В 1969 году Рыбников был принят в Союз композиторов.

После этого, в течение нескольких лет Алексей преподает на кафедре теоретических дисциплин и ассистирует в классе Хачатуряна. Но затем, по совету последнего, оставляет преподавательскую деятельность – Арам Ильич считал, что преподавание на ранних этапах творческой жизни ставит перед выбором: либо перестать учительствовать, либо отступить от собственных взглядов на то, как надо сочинять, выработать в себе объективность и терпимость, дабы не подавлять хрупкие индивидуальности начинающих музыкантов. А это выхолащивает, иссушает творческую природу композитора…

Несмотря на то, что период 60-70х гг., в творчестве Рыбникова проходил под знаком классических симфонических традиций (помимо уже перечисленных сочинений, композитором написаны концерты для скрипки, для струнного квартета и оркестра, для баяна и оркестра русских народных инструментов, «Русская увертюра» для симфонического оркестра и многие другие), уже с 1965 года Алексей начинает создавать музыку для кино. И его первым опытом становится короткометражный фильм «Лёлька», режиссера Павла Арсенова (1966г.) - тридцатиминутная лента, состоящая из трех частей, главную роль в которой сыграла Валентина Малявина. Композиторский дебют в новом жанре оказался настолько удачным, что за ним последовали одно за другим приглашения от режиссеров.

Все последующие десятилетия будет продолжаться тесное и плодотворное сотрудничество с кинематографом.

С 1979 Рыбников - член Союза кинематографистов.

Вне зависимости от того, становится ли фильм популярным или же он не оставляет сколько-нибудь значительно следа в дальнейшей истории кино, все работы композитора в этой области мгновенно обретают известность и, более того, любовь публики. Они идут от автора к слушателю, минуя территориальные, политические, национальные границы.

Киномузыка первой распахнула перед Рыбниковым сердца людей.

Почитатели его творчества живут по всему миру. Ведь, чтобы понять и полюбить его музыку, не нужны переводчики, ибо слова здесь излишни.

За четыре десятилетия в кино, Рыбниковым написана музыка более чем к 130 фильмам. Невозможно сказать, что те или иные саунд-треки интереснее, чем другие. Каждый самобытен и показателен, каждый рассказывает о чем-то новом, своем, по-новому преломляет лучи авторского вдохновения. Все композиции являются страницами одной общей книги под названием «Жизнь музыканта».

Особое место занимают детские художественные фильмы. Период работы в этом жанре имеет свои пределы – начало 80х гг. прошлого столетия. Однако, и сейчас, уже двадцать лет спустя, от музыки к тем картинам веет свежестью, детским озорством и трогательностью. Они, как и прочие сочинения композитора вышли за временные рамки, потому что в них живут Мечта и Добро, которых людям так часто не хватает.

Несмотря на общее, действительно огромное количество киноработ, некоторые стали своеобразными вехами в творчестве Рыбникова. Среди них музыка к фильмам: «Остров сокровищ» (1971) Евгения Фридмана;«Большое космическое путешествие» (1974) Валентина Селиванова – как только фильм вышел в прокат, в редакцию киностудии посыпались восторженные письма, адресованные композитору, а в 1974 году были проданы сотни тысяч пластинок, с записями музыки; песни, прозвучавшие в фильме (на тексты И. Кохановского), получили моментальную известность;«Приключения Буратино» (1975) и «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки» (1977), режиссера Леонида Нечаева; после выхода на экраны фильма про Буратино, был выпущен музыкальный альбом и пластинки едва успевали поступать в продажу, как их мгновенно раскупали; всего за год продали миллион виниловых дисков; популярность «Буратино» была так велика, что у многих режиссеров-постановщиков возникло желание создать свои версии и в театре (одна из постановок, в Минске, получила главный приз на III Международном фестивале «Золотой витязь» в 2005г.);

«Вам и не снилось...» (1980), режиссер – постановщик Илья Фрэз;

«Тот самый Мюнхгаузен» (1981) Марка Захарова;

«Русь изначальная» (1986) Геннадия Васильева, с которым Рыбникова объединила не одна совместная работа того периода;

«Мы» («Алло, вы нас слышите?») (1990), - фильм латвийского режиссера-документалиста Юриса Подниекса, своей откровенностью и правдой о современном мире он произвел эффект разорвавшейся бомбы, а в 1991 был удостоен премии «Золотой лев» на Венецианском фестивале;

«Дети из бездны» (2000) - режиссер Павел Чухрай;

«Звезда» Николая Лебедева, - фильм, принесший композитору все мыслимые отечественные награды за музыку в кино и Государственную Премию РФ.

Наряду с киномузыкой, в творческом багаже Рыбникова несколько работ к театральным постановкам, шедшим с огромным успехом на протяжении многих лет. Это Комическая фантазия 1976 (по пьесе Григория Горина «Барон Мюнхгаузен» (Театр Российской армии);

«Коварство и любовь» Шиллера (Драматический театр имени К. Станиславского);

«Прозрачный мальчик» («Королевские цветы») по сказке итальянского писателя Джанни Родари - «Джакомо и стеклышко» (в Театре на Малой Бронной);

«Сказка о четырех близнецах» по произведению болгарского писателя Панчо Панчева (в Центральном детском театре).

И все же, эти работы не являлись в полной мере самостоятельными произведениями, так как, в первую очередь они были призваны служить музыкальным оформлением.

Сочинением, открывшим в жизни Рыбникова новую – театральную эру, стала рок-опера «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» на либретто Павла Грушко в основе которого лежит кантата Пабло Неруды «Сияние и смерть Хоакина Мурьеты», повествующая о жизни, борьбе и гибели народного чилийского героя.

«Звезда» взошла на подмостках Ленкома в 1976 году. Её режиссером был Марк Захаров, в свое время и предложивший Рыбникову работу над этим проектом. Несмотря на «заказанность», на то, что инициатива исходила от режиссера, композитор смог сохранить свое видение, сумел «высказаться». Он признавался впоследствии, что первая половина 70х прошла под знаком глубокого увлечения роком. А замысел Захарова дал возможность для музыкального эксперимента, синтеза современных музыкальных направлений, звучностей, с классическими формами и традиционными инструментами.

Музыкальное новаторство, сила и убедительность молодого композитора, его тонкое восприятие, казалось бы, чуждой мелодической культуры и привнесение на отечественную драматическую (!) сцену мира рок-музыки, с его жесткими ритмами, с одной стороны вызвали долгое неприятие цензурой (по политическим соображениям спектакль не принимали 11 раз, после чего, постановку все-таки разрешили). С другой стороны, спектакль сразу же побил все рекорды популярности и признания. В 1977 году «Мелодия» выпустила двойной альбом «Звезды и смерти», занявший I место в хитпараде лучших грамзаписей.

Именно в этой опере впервые в творчестве Рыбникова проявила себя тенденция к мистериальности, выразившаяся в особом подходе к сюжету, к образам. Персонажи перестают быть «героями пьесы», утрачивают возможность «распоряжаться своими историями», а становятся символами Добра и Зла, Светлого и Темного начал.

Дальнейшее, очень серьезное развитие этого принципа, но уже на ином уровне последовала в «Литургии оглашенных».

Однако между этими двумя произведениями возвышается опера-мистерия «Авось» (1979) известная широкому кругу публики, как «Юнона» и «Авось». В ней соединились центральные, основополагающие элементы музыкального мышления Рыбникова – русская духовная музыка, народный фольклор, жанры массовой «городской» музыки, с образными, идейными и эстетическими приоритетами музыканта – идея искупления человеком своих грехов, его проступки и необходимость ответить за них, спасение в Божьей Любви и Прощении, осознании Милости Божьей и прославление Всевышнего. Первоначально, музыкальная сфера была тесно переплетена с текстами из Православного Молитвослова и Псалмов. Затем, мощный эмоциональный стимул дала поэма выдающегося русского поэта Андрея Вознесенского – «Авось» и тексты его стихов. Либретто оперы стало вместилищем духовного и светского начал.

Ленкомовская «Юнона и Авось» (премьера - в 1981году) заметно отличается, хотя бы потому, что в ней практически иной сюжет. Как и прежняя постановка - «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось» Захарова родилась, чтобы стать манифестом. Это провозглашение самостоятельности мышления, это оригинальность прочтения западных гранок жанра рок-оперы. «Юнона и Авось» соединила в себе известных актеров, пылкость чувств и чувствований, красоту мелодий с мощным общим накалом, подъемом. Стремление Захарова сделать постановку менее религиозной по смыслу, более «роковой» по звучанию сыграла театру и самому произведению в его новой версии (не рыбниковской) на руку. Хотя, объективно, это уже другое произведение, не то, что у композитора. Акценты сместились. В центре оказался не страждущий человек, с его смятением, болью, поиском себя, своей души, а любовная история на фоне сомнительного геройства. И все же, музыка побеждает, прорывается сквозь все сюжетные коллизии и… покоряет – русских, американцев, французов… слушателей из самых разных стран, людей самых разных конфессий.

Третье музыкально-сценическое произведение Рыбникова - «Литургия оглашенных» создавалась на протяжении почти десяти лет. В ней соединились тексты и стихи величайших поэтов эпохи Возрождения, российских писателей и стихотворцев Серебряного века, пророчества и откровения о грядущем Конце Света… Опера была поставлена в маленьком камерном зале Театра Алексея Рыбникова в 1992 году.

Что было потом? Успех, признание, восхищение, непрекращающиеся спектакли, собирающие в ограниченном пространстве 40-местного помещения самых видных представителей культуры, искусства, затем гастроли в Америке и вновь овации. «Литургия» обрела свой круг ценителей.

И все-таки, истинная история этого произведения начнется в будущем. Ибо, по многим качествам, будь то синтез драматургии, звукового воплощения, видеоряда и спецэффектов, или осмысление понятий Вечности, Смерти, Воскрешения, «Литургия» в такой степени опережает тот исторический этап, на который приходится её рождение, что своей вершиной сочинение уходит за пределы воспринимаемого, осознаваемого в данный момент. «Литургия оглашенных» - произведение, требующее времени длиной в Жизнь и это время настанет.

Как и прежде, Алексей Рыбников продолжает работать с вдохновением и энтузиазмом. Последние несколько лет отмечены внушительным количеством серьезных киноработ. Это музыка к картинам: Апокриф. Музыка для Петра и Павла 2004, Аделя Аль-Хадада, заслужившая внимание жюри не одного кинематографического фестиваля. Задача Рыбникова в этой работе заключалась в том, чтобы на основе внутреннего родства соединить музыку двух великих композиторов прошлого – Моцарта и Чайковского, создав, таким образом новую партитуру; совместному российско-американскому фильму «Эффект ириса» (Изгнанник), 2004, режиссер Н. Лебедева; «Парижская любовь Кости Гуманкова», поставленной режиссером Константином Одеговым; анимационному фильму «Ключи от времени» реж. Сергея Серегина; кинокомедии «Заяц над бездной», 2005 Тиграна Кеосаяна; телесериалам. Особое место в числе последних киноработ занимает музыка к 8-серийному телефильму Павла Лунгина «Дело о мертвых душах», фантасмагории, в основе которой произведения Николая Гоголя.

В 2005 состоялась премьера Пятой симфонии композитора - «Воскрешение мертвых» для солистов, хора, органа и большого симфонического оркестра, на тексты молитв и откровений древних пророков. В оригинальном сочинении музыка переплетена с текстами на четырех языках (греческом, иврите, латыни и русском), взятыми из книг Ветхозаветных пророков.

Возникновение этого неординарного сочинения имеет некоторую предысторию. В конце 90х Павел Чухрай предложил Алексею принять участие в проекте фонда Стивена Спилберга «Выжившие в катастрофе», и написать музыку к одной из 5-ти частей документального фильма, над визуальным воплощением которой работал сам Чухрай. Рыбников ответил согласием. В результате многочасовых прослушиваний записей рассказов, тяжелейших монологов жертв Холокоста о трагической и ужасающей правде их жизни, на свет появился фильм «Дети из бездны». Кинолента представляла свидетельства очевидцев, людей уцелевших во Второй мировой войне, узников концентрационных лагерей. Именно в композициях к фильму впервые возникли некоторые музыкальные темы, были подняты проблемы, к которым композитор вернулся через несколько лет. Образный строй, стоявший за этой работой оказался настолько сильным, что Рыбников не смог легко отойти от него. Более того, масштаб, объем всего, что связано с бренностью земной жизни, краткостью человеческого существования в нашем мире, его смертью, тем, что последует за ней – слишком велики и требуют неоднократного и максимально полного выражения. Композитор вновь обращается к своему произведению и развивает музыкальные и идейные составляющие в очередной симфонии.

Но теперь, они получили более масштабное и глубокое развитие, приобрели поистине фресковую изобразительность. Вокально - симфоническими средствами Рыбников создает картину, оживающую в воображении и повергающую последовательно в отчаяние (Первая часть – воскрешение мертвых, призвание их на Страшный суд), скорбь – (Вторая часть – оплакивание всех погибших), в Третьей части - ужас перед силами зла, вызванными по воле Высшего судии и поверженными им, и общее ощущение могущества Бога, трепет и, одновременно радость предчувствия вечной жизни - в Четвертой части.

Этим сочинением Рыбников вновь подтвердил мнение своего великого учителя – «…Рыбникова отличают монументализм, высо­кое профессиональное мастерство… музыке Алексея Рыбникова свойственны большие динамические контрасты, масштабность развития, беспре­рывные поиски нового....».

В декабре 2005, в Большом Зале МГК им. П.И. Чайковского, спустя тридцать лет после ухода композитора из консерватории, вновь зазвучала его музыка. В авторском юбилейном концерте были исполнены инструментальные номера из балета «Кот в сапогах», концертное каприччио для скрипки с оркестром «Ночная песнь», вокально-симфонические картины из оперы «Юнона и Авось», давшие публике возможность услышать произведение в том варианте, который близок изначальному замыслу Рыбникова. В этот вечер слушатели (впоследствии, и телезрители) познакомились с Четвертой симфонией композитора «Vivo al mondо» (Драматические сцены в стиле Позднего классицизма для солистов, органа, хора, и оркестра на стихи и тексты Микеланджело и Biblia Vulgata), сочиненной им за несколько лет до официальной премьеры.

Весь 2006 год прошел под знакомой активной и плодотворной работы - в музыкальной сфере и на общественном поприще. На экраны вышло два фильма с музыкой маэстро – «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова и новый фильм Николая Лебедева – «Волкодав из рода Серых псов», знаменующий собой некий возврат к отечественным традициям киноэпоса, но уже на совершенно ином уровне технического мастерства. Оба саундтрека, несмотря на различия поставленных перед композитором задач, привлекают красотой музыкальных тем, оригинальной инструментовкой, ясным осознанием значения каждого музыкального фрагмента в картине.

Алексею Рыбникову удается принимать участие в разнообразных культурных проектах. Так, в 2006 Рыбников возглавил два совершенно разных фестиваля - I Национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра» и Всероссийский открытый семейный фестиваль «Наш Буратино». И если первый направлен на искусство музыкального театра, в частности – мюзикла, то второй – «Наш Буратино!» имеет, скорее, культурно-социальные цели, предназначен для детей и взрослых, для людей ищущих и уже нашедших себя, свое призвание.

Деятельность композитора отмечена Православной Церковью – осенью 2005 года композитор был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского.

В июле 2009 г. в рамках фестиваля Пьера Кардена, который прошёл в замке Лакост, состоялась премьера рок-оперы «Юнона и Авось» в постановке Театра Алексея Рыбникова.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Мюзикл сегодня

Мюзикл «Хор»

News image

Совершенно недавно можно было услышать разговоры, касающиеся того, что мюзиклы не...

Будет либо нет в России мюзикл?

News image

В нашей стране мюзикл достаточно неохотно пускает свои корни. Независимо, ...

Лучшая плитка в Одессе

News image

Обязательным важным элементом помимо сантехники для многих домов является плитка на...

Парни и куколки

News image

Джастин Тимберлейк (Justin Timberlake), Роберт Дауни младший (Robert Downey Jr.) и Дж...